При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Практика заключения брачных договоров вошла в жизнь россиян сравнительно недавно, с принятием Семейного кодекса РФ в 1996 году. Многие считают, что подписание подобных документов – блажь богатых соотечественников, желающих отдать дань западной моде. Другие уверяют, что такое соглашение сэкономит время и нервы при любом среднестатистическом разделе имущества. Обозреватель портала Finversia.ru выясняла, кто и зачем заключает в России брачные договоры.
Если обратиться к официальной статистике разводов в России, то выяснится, что делить имущество рано или поздно приходится более чем половине семейных пар. Согласно Семейному кодексу, имущество, приобретенное в браке, является совместно нажитым и делится пополам. При помощи брачного договора можно изменить режим владения собственностью с совместного на долевой или раздельный.
Защита от кредиторов и партнеров по бизнесу
«Глубоко в душе мы не принимаем какого-либо разумного подхода к возможному разделу имущества, так как считается, что если русский человек женится, то это навсегда», - описывает особенности национального менталитета семейный юрист Максим Тараненко. По его словам, брачный договор в России чаще всего используется для защиты семейного имущества от третьих лиц. Кредиторы мужа не имеют права предъявлять претензии к жене, на которую записано имущество. «1 октября 2015 года вступил в силу Закон о банкротстве граждан, и кредиторы стали активно использовать его против должников. Эффективным способом защиты супруги/супруга от претензий кредиторов другого супруга стал брачный контракт», - поясняет Максим Тараненко. Правда, есть одна важная оговорка. Брачный контракт должен быть заключен до возникновения обязательств по кредиту, иначе он может быть оспорен в суде.
Елена Бойцова, адвокат, председатель Коллегии адвокатов города Москвы «Центр правовых экспертиз» добавляет, что брачный контракт не помешает владельцам бизнеса. «Брачный договор является эффективным правовым механизмом для защиты бизнеса от «семейных» рисков и защиты семьи от рисков бизнеса. Особенно в настоящее время, когда бремя субсидиарной ответственности по долгам бизнеса может сильно ударить по семейному имуществу», - добавляет Бойцова.
«Все, что нажито непосильным трудом…»
Брачный договор будет полезен любой семейной паре, у которой есть хоть какое-то имущество, полагает адвокат Коллегии адвокатов «Курганов и партнеры» Марат Сибгатулин, и подкрепляет свое мнение примером. Супруг получает в наследство квартиру, которая становится его личной собственностью. Затем он продает эту квартиру, чтобы купить земельный участок с домом. «Во-первых, несмотря на то, что квартира была получена по наследству, ему необходимо оформить нотариальное согласие жены на отчуждение данного имущества, что следует из п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ. Во-вторых, в случае развода могут возникнуть проблемы с разделом земельного участка и дома, купленных на деньги от продажи унаследованной квартиры. Не так легко будет доказать, что деньги на покупку приобретенного имущества возникли именно вследствие реализации наследства», - говорит Марат Сибгатулин.
Часто брачный контракт заключается вместо соглашения о разделе имущества. «Супруги, понимающие, что брак вскоре будет расторгнут, идут к нотариусу, чтобы заключить соглашение о разделе имущества. Выясняется, что эта услуга обойдется в 20 тыс. рублей. А заключение брачного контракта стоит 12-15 тыс. рублей. Такая вроде бы небольшая разница заставляет людей подписывать именно брачный контракт», - констатирует Максим Тараненко.
Повышенный интерес к возможности заключения брачного договора проявляют люди, имеющие высокий социальный статус и определенную профессиональную принадлежность. Это генеральные директора, топ-менеджеры компаний, модели и люди творческих профессий, перечисляет Елена Бойцова.
Олег Сухов, адвокат:
«Раньше брачный договор заключали в основном богатые люди, сейчас все чаще - представители так называемого среднего класса. За последние несколько лет заключение брачного договора стало почти обыкновенным явлением, хотя раньше это было скорее исключением из правил. На формирование такой практики оказывает большое влияние статистика разводов».
Любовь любовью, а имущество врозь
За юридической консультацией по вопросу составления брачного контракта обращаются люди самого разного возраста. «Это и молодые пары до заключения брака, и пожилые люди, одновременно оформляющие брачный договор и завещание», - рассказывает Елена Бойцова.
Инициатором составления брачного договора обычно является наиболее успешная сторона (в силу объективных обстоятельств, как правило, это мужчина). «Но в последнее время количество успешных женщин растет. И, может, в будущем за брачным договором будут обращаться мужчины и женщины в равной степени», - рассуждает Марат Сибгатулин.
Иногда заключение брачного договора инициируют женщины, ведущие домашнее хозяйство и воспитывающие детей. Они желают фактически закрепить за собой имущество, которое им необходимо в случае развода для поддержания собственного уровня жизни и обеспечения совместных детей.
Брачный договор часто стремятся заключить те, кто имеет негативный опыт раздела имущества в предыдущих браках. К составлению договора супругов также может сподвигнуть предстоящая сделка по приобретению недвижимости, переход одного из супругов на государственную службу, а порой – недостойное поведение одного из супругов. В последнем случае подписание договора становится своеобразным способом принести извинения, поясняет Елена Бойцова.
Брачный договор можно составить у юриста или написать самостоятельно (образцов в интернете хватает). Форма такого договора законом не оговаривается. Но готовый документ обязательно должен быть заверен у нотариуса. «При этом, скорее всего, клиент не будет освобожден от услуг правового и технического характера, которые он должен будет оплатить нотариусу», - перечисляет существующие формальности Марат Сибгатулин.
Елена Бойцова, адвокат, председатель Коллегии адвокатов города Москвы «Центр правовых экспертиз»:
«Согласно Семейному кодексу, брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Иначе такой договор может быть признан судом недействительным. Наличие крайне неблагоприятного положения в каждом конкретном случае определяет суд, но есть один общий критерий – супруг не должен быть полностью лишен имущества. Отступление от начального равенства долей в семейном имуществе допускается, а иначе не было бы смысла заключать брачный договор. Но не стоит устраивать игру в одни ворота. Обиженный супруг будет обжаловать невыгодный брачный договор в суде, и этот риск следует исключить, оформляя в его собственность определенное имущество».
Кофе в постель три раза в неделю
Брачные договоры, заключенные в Российской Федерации, регулируют только имущественные отношения супругов. Но некоторые пары по незнанию просят юристов включить в контракт пункты, содержащие так называемые нематериальные требования. К примеру: «Муж обязуется три раза в неделю приносить жене кофе в постель»; «Супруга не имеет права весить более N килограмм, за исключением периода беременности и трех месяцев после нее», и тому подобные курьезные пункты на западный манер.
Брачный контракт как юридический документ не регулирует нематериальные проблемы. «Но при этом брачным контрактом может быть установлена «зарплата» мамы или папы за домохозяйство, выплаты за факты поездок, рождения детей и иные осязаемые вещи», - делает важное дополнение Максим Тараненко.
Расплата за измену
Часто супруги хотят подстраховаться на случай неверности партнера. «Опасаюсь измены жены. Могу ли я прописать в брачном контракте пункт о том, что в случае измены все имущество достается мне? – интересуется посетитель одного из юридических сайтов. – И обязательно ли распространять этот пункт на обоих супругов?». Прописать в брачном договоре положение об измене, конечно, можно. Но судебные прецеденты последних лет свидетельствуют о том, что суд может признать этот пункт (либо весь договор) недействительным.
Основная причина такого положения вещей заключается в сложности предоставления доказательств, которые удовлетворят суд. «Допустим, пункт договора гласит: один из супругов изменил, и вследствие этого все имущество переходит другому супругу. В суде надо доказать факт измены. Это сложно сделать с учетом того, что деятельность детективных бюро отрегулирована плохо, и некоторые действия детективов незаконны, а стало быть, полученная ими информация не может служить доказательством в суде. Видеосъемка – вторжение в личную жизнь. Показания свидетелей могут быть противоречивы…», - объясняет Марат Сибгатулин.
Стыдно и неудобно…
Любые положения брачного договора, определяющие личные неимущественные отношения супругов, являются ничтожными, подтверждает Елена Бойцова. «Думаю, что в нашей стране это не принято в силу менталитета. О каких-то вещах говорить, а тем более писать, неудобно, о каких-то – стыдно. В ближайшей перспективе я не вижу возможности изменения подобной практики. Полагаю, что будет большой удачей, если семейные пары в России начнут активнее заключать брачные договоры в существующих правовых рамках». С ней соглашается Олег Сухов: «Возможность расширения содержания брачного договора обсуждалась, но в настоящий момент практика к этому не готова. Такие изменения породят очень много спорных ситуаций по поводу того, что может быть прописано в договоре».
В Правительстве РФ обсуждается идея формирования единой электронной базы брачных контрактов, которая позволила бы снизить количество злоупотреблений со стороны граждан при заключении подобных соглашений.
Максим Тараненко, семейный юрист:
«Большинство мужчин морально готовы при разводе отдать около двух третей имущества, если есть дети, и половину, если детей нет. Иногда мужчины под гнетом женщин или просто из-за «правильного» воспитания оставляют все. В случаях, когда мужчина действительно много зарабатывает, ситуация немного иная. Супруге остается жилье и автомобиль, выделяется достаточная для поддержания ее текущего уровня жизни ежемесячная сумма. При этом все остальное имущество мужчина пытается оставить себе. Но такой неравноценный раздел компенсируется хорошими алиментами на детей».
обсуждение