При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Финансирование судебного процесса - расширяя горизонты инвестирования в России.
В России количество поданных судебных исков ежегодно растет на 10-20% в зависимости от категории споров. Задумывались ли вы, что можете заработать на этом растущем рынке до 300% от инвестиций и выше, даже не будучи юристом?! Это возможно благодаря механизму финансирования судебных процессов (litigation finance), когда на сторону истца привлекается инвестор, покрывающий расходы на ведение дела в обмен на процент от компенсации, которую отсудит истец. При этом действует условие «no win - no fee» - если клиент не выигрывает дело, то у инвестора нет оснований требовать возмещения судебных расходов. В случае выигрыша истца в суде, инвестор получает процент от суммы присужденной судом (т. е., он возвращает инвестиции, потраченные на судебный процесс плюс сверху).
Хотя данный механизм практиковался еще в Древней Греции и Риме, современное судебное финансирование зародилось только несколько десятилетий назад в США и Великобритании и продолжает своё развитие. Если в 2013 году рынок financing litigation в США составлял только 7% от общего количества судебных процессов, то в 2016 году - уже 28% судебных исков требовали дополнительного финансирования. На рынке альтернативных инвестиций в судебные процессы в США работает более 100 хедж-фондов и 1000 частных инвесторов. В 2010 году объем инвестиций в судебные дела в США составлял $1 млрд, на данный момент уже отдельные фонды могут показать аналогичные результаты. В Великобритании за последние семь лет рынок внешнего финансирования вырос на 743%, и под управлением фондов, специализирующихся на предоставлении такой услуги, находится сумма активов в £1,5 млрд.
Такая популярность вызвана, в основном, высокой стоимостью судебных тяжб и недостатком средств у истцов для их ведения. Для примера, дело по гражданским делам в федеральных судах США обходится в среднем в $15 000, а доказательство врачебной ошибки от $100 000. Далеко не все граждане и фирмы США могут покрыть данные расходы, будучи стороной в процессе. Но даже при имеющихся активах и штатных юристах, фирмы всё чаще предпочитают привлекать внешнее финансирование и «продавать» часть своих дел, снижая судебные расходы и рабочую нагрузку на сотрудников.
В свою очередь для инвестора финансирование судебных процессов является доходным механизмом - он может получить от 30% до 40% от суммы, взысканной судом. До момента допуска на рынок судебного финансирования дела тщательно проверяются на возможный успех выигрыша и проходят юридическую экспертизу, поэтому для финансирования предлагаются только перспективные дела.
Популярными для инвестирования являются споры со сценарием «Давид против Голиафа», когда небольшие компании, у которых нет собственных средств для ведения дела, подают иски против крупных. Но диапазон дел с каждым годом становится всё шире. Приведём несколько успешных примеров из международной практики.
- Недавно в США стало известно о том, что инвестором по иску известного актера и рестлера Халка Хогана (Hulk Hogan) в его тяжбе с интернет-таблоидом Gawker стал миллиардер Питер Тиль (Peter Thiel). Благодаря финансовой помощи инвестора истцу удалось отсудить у сайта $140 млн, в результате чего медиаресурс был вынужден закрыться.
- Один из самых известных коллективных споров прошёл при финансировании компании Counsel Financial при инвестиционной поддержке Citigroup. Они обеспечили себе прибыль в $11 млн при вложении $35 млн в судебный процесс против властей города Нью-Йорк в защиту прав спасателей, пожарных и волонтёров, которые приобрели различные болезни из-за токсичности обломков здания Всемирного торгового центра при работе после теракта 11 сентября 2001 года без необходимых средств индивидуальной защиты.
Несмотря на то, что у судебного финансирования есть противники, считающие, что механизм порождает сутяжничество, власти многих государств поддерживают и защищают инвестиции в судебные процессы. К примеру, Министерство юстиции Великобритании выступает против любых попыток ограничения рынка финансирования судебного процесса. В январе 2017 года Парламент Сингапура принял отдельный законопроект, разрешающий использование стороннего финансирования в арбитражном процессе. Ранее, в октябре 2016 года, Комиссия по правовой реформе Гонконга выпустила доклад с рекомендациями о расширенном использовании финансовых средств в арбитраже.
В России закон не запрещает внешнее судебное финансирование. Инвестиции в процессы стали доступны благодаря созданию первого и пока единственного профессионального сервиса Platfroma для финансирования судебных процессов, который объединяет инвесторов, истцов и адвокатов. Сервис запущен 3 месяца назад, и в настоящий момент на Platforma уже 6 дел на общую сумму исковых требований более 200 млн рублей.
Для инвесторов механизм позволяет открыть новые перспективы инвестирования, в несколько раз превышающие возможности вложения в недвижимость, золото, ГКО-ОФЗ или банковские депозиты. Доходность от 40% в год и выше в сфере finance litigation может сравниться только с инвестициями в фондовой рынок, сопряженными с высокими рисками. В то же время финансирование в процессы не зависит от общемировой финансовой ситуации, а риски минимизируются за счёт правового и экономического анализа.
Due diligence включает в себя правовую экспертизу иска, интервью с истцом, проверку платежеспособности ответчика, анализ бюджета для ведения процесса, судебную перспективу дела, а также соотношение инвестиций к возмещению.
Инвестиции в судебные процессы относятся безусловно к инвестициям с высоким риском, а также к инвестициям, которые в английском языке называются non recourse, то есть инвесторы получают часть полученной истцами суммы только в случае если истец выигрывает дело. Сумма инвестиций не возвращается в случае проигрыша в суде. Во время рассмотрения дела истец сохраняет за собой все полномочия и контроль по принятию решений.
Инвестором может выступить юридическая компания, инвестиционный банк или частный инвестор-физическое лицо.
Перед финансированием инвестор может провести собственный due diligence дела и составить его юридическую оценку, чтобы определить риски и возможные шансы на успех. В то же время инвестору следует учесть сроки рассмотрения дела, чтобы быть осведомленным о сроках окупаемости вложений в случае выигрыша. Данный период может увеличиться, если ответчик подаст апелляционную или кассационную жалобы на решение суда первой инстанции. В среднем длительность процесса составляет 1-1,5 года, поэтому несмотря на риск, такие инвестиции остаются привлекательными для инвесторов.
обсуждение