При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В поисках новых объектов инвестирования в условиях нестабильности.
Портал Finversia.ru начинает публикацию цикла статей Владислава Докучаева, методического руководителя образовательного проекта «Арт-банкинг», Института краткосрочных программ при Финансовом университете при Правительстве РФ и Антона Сорокина, главного эксперта проекта «Арт-банкинг», посвященного тонкостям инвестирования в драгоценные камни и изделия из них
Согласно классическому определению понятия «инвестирование» (Шарп, Александер, Бейли «Инвестиции», с.1) инвестор расстается с деньгами сегодня с целью получить их большее количество в будущем. Подобная краткость формулировки подразумевает как минимум две инвестиционные задачи: во-первых, сохранить вложенный капитал, и, во-вторых, преумножить его. Во времена устойчивого экономического развития на первый план выходит вторая задача – инвесторы стремятся максимизировать потенциальную прибыль, вкладывая капитал в более доходные, а соответственно и более рискованные, инструменты, подразумевая, что возможные риски индивидуальных вложений сбалансированы устойчивым общим ростом экономики. Однако, современные волатильные рынки сдвигают приоритет действий инвесторов к решению первой задачи, то есть к сохранению вложенного капитала, так как меняющаяся структура рисков требует более адекватного учета индивидуальных факторов для каждой инвестиции, в первую очередь временного фактора. Повышенная в современных условиях подвижность и изменчивость структуры рисков привычных инвестиционных инструментов заставляет инвесторов вкладываться в защитные активы, а также искать новые инструменты.
Традиционный защитный актив, к уходу в который прибегают инвесторы в периоды повышенной волатильности - это недвижимость. При этом необходимо отметить, что в современном мире даже вложениям в недвижимость присущи существенные внутренние риски, которые могут реализовываться очень быстро, что в сочетании с низкой мгновенной ликвидностью актива приводит к потерям капитала инвесторами. Особенно ярко это проявилось как во время ипотечного кризиса в США в 2007-2008 годах, так и во время стремительной девальвации рубля в конце 2014 – начале 2015 годов. Таким образом на рынке формируется запрос на появление новых защитных активов, которые позволят сохранить капитал в периоды нестабильности, и одним из вариантов подобного защитного актива могут быть предметы тезаврации, в частности драгоценные камни.
Подтверждением появления подобного запроса является возврат профессионального интереса к предметам тезаврации, к которым относятся произведения исскусства, драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, как к объектам инвестиционной деятельности. Появились качественные теоретические работы (Литвинов А.Н. «Экономика и социум» №4(13), Филатов Е.В., Филатов М.В., Проблемы экономики 2012.) с прикладными блоками, в которых делается попытка проанализировать сложившуюся структуру инвестиционного процесса для данной совокупности активов с целью определения целевой эффективности. Профессиональным инвесторам предлагаются вложения в специализированные фонды, в инвестиционных декларациях которых заявлены вложения только в предметы тезаврации, причем эта практика начала складываться не только на западе (фонд в Антверпене в 2008, фонд в Лондоне в 2012), но и в России (Золотой монетный двор, фонд Т-инвест).
Однако еще более ярким проявлением подобного запроса является широкий спрос со стороны частных инвесторов, к которым можно отнести любого человека, желающего сохранить временно свободные средства вне зависимости от объема подобных средств. Крупнейший отечественный розничный банк – Сбербанк России отмечает рекордный спрос как на обезличенные металлические счета, так и на инвестиционные монеты. В своей статистике Сберегательный банк отмечает, что нередки случаи, когда клиенты банка приобретают разово десятки и сотни золотых инвестиционных монет. Неудивительно, что в декабре 2014 года банком было реализовано беспрецедентное количество монет – более 22000 штук.
В то же время необходимо отметить, что вложения в золото являются одним из наиболее описанных способов инвестирования в предметы тезаврации, в частности в вышеупомянутой статье Литвинова основной упор сделан именно на рассмотрение вариантов вложений в золото. Но, как уже отмечалось выше, предметы тезаврации не ограничиваются одним только золотом. Другие категории подобных активов могут представлять не меньший интерес для вложения капиталов. В частности, речь идет об инвестировании в драгоценные камни.
Природой ограниченная доступность в сочетании с эстетической привлекательностью сделали драгоценные камни уникальным активом по степени концентрации капитала в единице объема. Драгоценные камни служили средством расчетов и накопления задолго до появления привычных для нас резервных валют и базовых активов, в том числе и обращающихся на бирже. Но редкость и высокая стоимость стали причиной вытеснения драгоценных камней более технологичными в обращении базовыми активами в нишу предметов роскоши с соответствующим выпадением их из поля зрения большинства инвесторов. Представляется, что пришло время вернуть интерес к драгоценным камням в качестве средства накопления и сохранения капитала.
Очевидно, что долгое отсутствие драгоценных камней в поле интереса инвесторов требует более детального рассмотрения нюансов как самого понятия «драгоценные камни», так и технологии инвестирования в них. В частности, важными темами для рассмотрения при принятии тех или иных инвестиционных решений представляются следующие:
- различия геммологического состава (драгоценные камни первой группы: бриллиант, изумруд, сапфир, рубин, александрит, природный жемчуг, прочие драгоценные камни);
- оценка происхождения и качества драгоценных камней, способы искусственного улучшения характеристик и влияние развития технологии на стоимость активов;
- существующие юридические особенности обращения драгоценных камней, как на мировом уровне (кимберлитский процесс), так и на уровне стран, а также сложившаяся практика делового обращения;
- сложившийся жизненный цикл рассматриваемых базовых активов (необработанные камни, обработанные камни, камни в изделиях), производные от данного жизненного цикла (акции и облигации добывающих, гранящих и реализующих компаний);
- сложившаяся инфраструктура рынка.
Инвестиционный процесс с предметами тезаврации в качестве базового актива сложился и имеет свои особенности. Предполагается на основе детального анализа существующих практик выработать рекомендации по их совершенствованию.
обсуждение