При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев в интервью порталу Finversia.ru – о том, как формируется национальная система профессиональной квалификации в целом и как формируется система профессиональных стандартов на финансовом рынке.
- Буквально два – три года назад идея создать национальную систему профессиональных стандартов казалась некой довольно неожиданной инициативой, непонятно во что выливающейся, не являющейся чем-то обязательным и так далее. И вот приняты законы, грубо говоря, счетчик тикает. В каком состоянии сегодня в целом работа над профессиональными стандартами в стране? Где в этом процессе место финансового рынка?
- Сразу скажу, что финансовый рынок находится в этом процессе на первых ролях, является одним из двигателей строительства национальной системы развития квалификации в стране. За последние два года произошёл прорыв в строительстве национальной системы профессиональной квалификации России. Сейчас создано 28 советов по профквалификациям в различных сегментах рынка, в том числе, как я уже сказал, активно работает наш Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКРФ), в который уже входит свыше ста участников – профессиональные организации банковского сообщества, страхового рынка, фондового рынка, лизинга, факторинга, пенсионного рынка, оценочного рынка. Бухгалтерский миллионный рынок также входит, аудиторский и так далее. С начала 2017 года работа активизировалась, стала еще более динамичной, поскольку принят основополагающий закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сейчас СПКФР активно занимается реализацией трех главных задач.
Первая задача связана, прежде всего, с тем, чтобы аккредитовать адекватное количество площадок, на которых можно проводить аттестацию специалистов, работающих на финансовом рынке, - Центров оценки квалификации. Их сейчас создано 15 в рамках СПКФР, они расположены в разных регионах России, в соответствии с законом мы должны раз в три года проводить переаттестацию специалистов, работающих на рынке труда, в том числе, на финансовом рынке, в области финансов и экономики. Это очень важное направление работы, оно отличается принципиально от того, что было до сих пор в плане непрерывного образования, дополнительного образования. Сегодня тысячи разных организаций занимаются дополнительным образованием. Отличительная особенность в том, что в формате ЦОКов не рынок образования, а сам рынок труда через свои организации работодателей принимает экзамены и проводит аттестацию и переаттестацию специалистов, работающих на рынке. Принцип такой: участники рынка могут обучаться где угодно, но экзамены принимают действующие участники этого рынка только через Центр оценки квалификации, при помощи экспертов, которые проходят специализированное обучение и имеют специальный аттестат, дающий право принимать эти экзамены. В настоящее время около ста экспертов прошли обучение в ведущих экономических вузах страны при участии СПКФР. Это Финансовый университет, это Российская академия народного хозяйства и государственной службы, это Высшая школа экономики, это Санкт-петербургский государственный экономический университет и другие вузы.
Второй немаловажное направление – мы продолжаем разработку профстандартов. 30 стандартов уже утверждены, они занесены в реестр министерства труда России. Сейчас на стадии доработки находится еще 17 стандартов. Думаю, до конца года мы их примем и будет уже достаточное количество профстандартов, которые мы должны имплементировать в образовательные программы всех ведущих финансово-экономических вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, дополнительных образовательных учреждений, для того, чтобы эти профстандарты учитывались в разрабатываемых программах обучения. Это очень важное обстоятельство, потому что, в соответствии с законодательством, советы по профессиональным квалификациям (в том числе и СПКФР) имеют право проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Они оценивают актуальность образовательных программ для рынка труда, их содержательную часть. И эта работа сейчас активно началась, в том числе, уже с перечисленными ведущими финансово-экономическими вузами, с учебными заведениями Урала и юга России. Сейчас по всей стране создаются представительства СПКФР, они уже открыты на Урале, на юге России, в Санкт-Петербурге, в стадии формирования - в Сибири, в Иркутске. Была встреча с губернатором Иркутской области недавно, на которой мы договорились о создании нашего сибирского представительства в Иркутске. Также идут переговоры с администрацией Хабаровского края, Приморского края о создании наших представительств на востоке страны. Это всё делается для того, чтобы через эти представительства реализовывать задачи законодательства и задачи, которые ставит Национальный совет по профессиональным квалификациям при президенте России, с тем, чтобы более эффективно реализовать положения, которые заложены в принятом законе «О независимой оценке квалификации», в нормативных актах министерства труда, Национального агентства по развитию квалификаций.
Это очень трудоемкая работа. Она требует большого экспертного потенциала. Очень мало специалистов, работа штучная и нам пришлось за эти два года собрать достаточно уникальную команду из разных структур - и работодателей и представителей высшего образования, экспертного сообщества. У нас создано юридическое лицо Совета по профквалификациям финансового рынка. Там трудится уже небольшой аппарат, в составе СПКФР созданы рабочие органы, комиссии отраслевые - по оценочной деятельности, по бухгалтерскому учету, по банковскому делу, по страховому рынку, по управлению рисками и др.
Это многосложная работа, она действительно активизировалась, но в этой связи мы, конечно, нуждаемся в том, чтобы еще больше консолидировать наши усилия. Я сказал о том, что пока мало специалистов, кто в этом деле все понимает, но еще меньше организаций, кто целиком представляет, что же такое система профессиональных стандартов. В этой связи для нас важное направление – информационная работа, пропаганда законодательства о профстандартах, поиск партнеров по всем регионам России - через взаимодействие с органами власти и управления, встречи с первыми лицами регионов. Часть регионов и их губернаторы уже активно взаимодействуют с СПКФР. Мы заключаем соглашения с администрациями краев, областей, национальных республик, с тем, чтобы выстроить совместную работу.
- Основной драйвер это многосложной, как вы сказали, работы в чем состоит?
- Создание системы профессиональных стандартов - это инициатива президента страны, она очень своевременна и актуальна, он ее высказал пять лет назад. Из чего президент исходил? Стране не хватает компетенции, не хватает профессионализма. Кстати, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), делая традиционный мониторинг основных проблем на рынке, давно обращает внимание, что крупные корпорации, да и средние компании всегда в пятерке самых острых проблем отмечают нехватку квалифицированных кадров. А по мере развития процессов в экономике, связанных со строительством цифровой экономики, обостряется нужда в высококвалифицированных кадрах на производстве.
Но это касается не только частного рынка, это касается и органов власти и управления. Там тоже нехватка высококвалифицированных специалистов, компетенции там тоже не хватает. Поэтому в управлении столь много проблем. Это задача, которая стоит перед СПКФР (если говорить о финансовом рынке), и мы ее сейчас стремимся решать постепенно, последовательно реализовывать. Я приглашаю всех заинтересованных в реализации этой программы к сотрудничеству с СПКФР. Очевидно: тот, кто углубляется в эту тему, всё больше понимает, что это одна из ведущих тем в строительстве нашей экономики. Если мы не решим эту задачу или будем решать ее формально - толка от этого никакого не будет.
- Не получится ли, что экзамены в Центрах оценки квалификаций окажутся формальностью?
- Думаю, нет. Экзамены должны проходить в условиях острой конкуренции, экзамен пройти очень трудно будет. Преподаватель практически не вмешивается в процесс ответов экзаменуемого. Есть программное обеспечение, есть комплект оценочных средств, которые утверждаются СПКФР. Поэтому ни вправо, ни влево здесь отклонения невозможны. Шпаргалками не воспользуешься. Каждый экзамен снимается на видео.
Существуют и апелляционные процедуры: у нас создан апелляционный комитет, куда можно обращаться в случае, если не согласен с тем или иным решением экзаменационной комиссии. Экзаменаторами являются наши же коллеги, только они обладают гораздо большим опытом на финансовом рынке, это, как правило, специалисты, имеющие 20-летний и более опыт работы на финансовом рынке по различным специализациям.
- В 2000-х появилась мода: специалисты около своего офисного кресла вешают всевозможные сертификаты с золотым отблеском, с той или иной степенью роскошности… В сегодняшней ситуации многочисленных курсов, тренингов, вузов и так далее очень трудно разобраться, что – настоящее золото, а что – подделка. Что делает получение независимой оценки квалификации отличным от многочисленных сертификатов?
- Да, многочисленные организации, которые занимаются вопросами сертификации специалистов, продолжают это делать. Кто-то успешно это делает, кто-то - менее успешно. Отличительная особенность наших сертификатов заложена в законодательстве. Мы выдаем свидетельство государственного образца, за конкретными номерами, кодами, по тем или иным специальностям. Это свидетельство под кодовым номером заносится в реестр министерства труда, это, по сути, государственный документ, который является серьёзным основанием для карьерного роста, для возможностей поиска адекватного места работы. С другой стороны, для работодателя это тоже серьёзный вопрос, связанный с тем, что он может тоже оценивать своих специалистов. Это же движение двустороннее. Ведь и работник, и работодатель со временем будут крайне заинтересованы получить такой сертификат. Работодатель может направлять за счет корпорации сотрудников на обучение. Кстати, процедура будет не так затратна, так как решено, что работодатель может на затраты относить обучение специалистов и сдачу экзаменов в ЦОКах. Поэтому отличие очевидно.
Да, пока еще трудно разобраться, поскольку последние тридцать лет предложения о сертификации специалистов исходили от тысяч разного рода организаций. За эти годы выстроены свои ассоциации, союзы, которые исправляли функции по повышению квалификации. Фактически это большие доходы, с одной стороны, с другой стороны, - это отработанные программы, часто – очень качественные. Будем работать с ними.
- Александр Васильевич, в каком состоянии сейчас работа СПКФР с вузами? Вузы, с одной стороны, подчиняются федеральному государственному образовательному стандарту, с другой стороны - слышали нарастающие упреки рынка труда в разрыве между теми компетенциями, которые нужны рынку, и теми компетенциями, которые на выходе из вуза получаются у выпускника. А с третьей стороны, всё-таки вуз - тоже коммерческая организация и он, удовлетворяя спрос, открывал прием по разным специальностям. Поэтому одних специалистов у нас переизбыток, других – дефицит. Как идет диалог с вузами?
- Тяжелая ситуация с образованием сейчас, это ни для кого не секрет. Прежде всего, на уровне высшего образования, потому что это наиболее чувствительный уровень подготовки специалистов. Я сам являюсь профессором, вхожу в разные комиссии по приему экзаменов в вузах, являюсь свидетелем того, что студентов доводят до выпускных экзаменов, до государственных комиссий в совершенно неподготовленном состоянии. Возникает вопрос, зачем их было держать все эти четыре года на студенческой скамье, если они пришли на госэкзамен и получили неудовлетворительную оценку? Некоторых приходится вытягивать. Все мы люди, всем хочется, чтобы было всё хорошо у всех. Вот и вытягиваешь на троечку… При этом проблема ЕГЭ очевидно существует. ВУЗ не может не принять – количество баллов высокое, а знаний оказывается нет.
Соль в другом. Подавляющее большинство специалистов, которые оканчивают вуз, не являются специалистами по профилю своего образования. Я уж не говорю о том, что они часто вообще никому не нужны на рынке труда.
То, что происходит в образовании, - это компетенция министерства образования, оно сейчас с участием нового министра пытается их решать. Надо отдать должное новому министру, которая старается привнести в эту работу больше эффективности. Ставка сделана на качество подготовки специалистов. Но инерция огромная. Сейчас идет расчистка системы вузов, консолидация высшего образования. Слабенькие вузы лишаются лицензий, уходят с рынка, идет процесс присоединения к более крепким вузам. Всё это правильно.
Что касается диалога – у нас очень активный диалог с ведущими финансово-экономическими учебными заведениями, причем и они тоже проявляют инициативу. Они заинтересованы в том, чтобы организации работодателей смотрели со стороны на то, что происходит в образовательных программах. Здесь вопросы очень чувствительные и деликатные. С одной стороны, есть федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), туда внедрить требования работодателей через профстандарты очень трудно. Да этого и не нужно делать. В соответствии с требованием закона вузы обязаны согласовывать с советами по профквалификациям все ФГОС, которые актуализируются. И мы их рассматриваем, согласовываем. Это трудоемкая работа, она требует большой компетенции специалистов, которые могли бы оценить это всё. Но ФГОС – это серьёзные государственные стандарты, которые формируются на основе существующего законодательства. Трудно туда имплементировать наши требования. А вот в образовательные программы, которые формируются и создаются на уровне департаментов, кафедр ВУЗов, конкретными преподавателями, профессорами – вот сюда мы вмешаться можем. И сделать это можно только на условиях партнёрства и в формате рекомендаций. Но рекомендации такие с нашей стороны звучат достаточно настойчиво.
Это требование нынешнего времени. Нельзя обучать вещам, которые не имеют отношения к текущей жизни, тем более, - к очень быстро меняющимся условиям. Мы работаем с образовательными учебными заведениями, проводим профессиональную общественную аккредитацию образовательных программ по различным направлениям, профилям. Начали мы с Финансового университета. Выдали пять сертификатов по пяти программам. К нам обратилась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - мы там целую серию программ аттестовали. Потом Санкт-Петербургский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Мы с ними активно сотрудничали, целый ряд сертификатов по учебным программам этих вузов выдали. Такая же работа проводилась в течение всего 2016 года с уральскими университетами, прежде всего - с Уральским федеральным университетом и Уральским государственным экономическим университетом. Это два ведущих университета региона. За ними пошли другие учебные заведения - с юга России, из Сибири. Объем работы очень большой, мы даже не успеваем активно реагировать, потому что это требует значительных ресурсов - и финансовых, и интеллектуальных. Для этого у нас еще недостаточное количество экспертов, которых мы могли бы привлечь, направить в командировку на длительное время. Поэтом мы и приняли вектор строительства центров оценки квалификации и реализации программ профессиональной общественной аккредитации через наши представительства. Мы им сейчас делегируем полномочия.
- Каковы планы СПКФР на вторую половину 2017 года?
- Будем продолжать работу над профстандартами, рассчитываем утвердить 17 новых стандартов. У нас в портфеле - до полутора десятка заявок по проведению аккредитации в ведущих экономических вузах России. Продолжится подготовка экспертов СПКФР и строительство центров оценки квалификации по всей стране. Акцент в 2017 году будет сделан на банковской системе, страховом рынке. Мы активно проработали в прошлом году с бухгалтерским, оценочным сообществом, с внутренними контролерами, аудиторами, рисковиками. Программы в этих сегментах рынка запущены. В этой связи мы создали центры оценки квалификации при Ассоциации банков Северо-Запада, Ассоциации региональных банков России, Всероссийском Союзе страховщиков.
Эта работа будет идти в активном партнёрстве с Центральным банком России, мы уже сейчас выходим на соглашение между СПКФР и руководством ЦБ РФ. Появились заявки от ведущих банков, которые готовы стать экспериментальной площадкой для проведения аттестации своих специалистов в этом году, пять банков уже определены - это «Кубань Кредит», «ЭкспоБанк Москва», Московский нефтехимический банк, СКБ-банк, банк «Ассоциация».
Так что в 2017-2018 годах предстоит серьезная работа по развитию системы профессиональных стандартов на всех сегментах финансового рынка.
Александр Мурычев
Окончил Московский педагогический институт имени Н.К. Крупской, аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор Высшей школы экономики.
В 1991–1993 годах — советник по региональным проблемам Международного фонда «Реформа» под руководством академика Станислава Шаталина.
В 1994 году — вице-президент Российской ассоциации промышленно-строительных банков.
В 1995–1999 годах — президент Российской ассоциации промышленно-строительных банков.
В 1999–2006 годах — председатель совета, президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»).
С 2006 года - исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член правления РСПП, председатель Совета Ассоциации региональных банков России.
С 2015 года – председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.
С 2015 года - член наблюдательного совета финансовой корпорации Открытие».
обсуждение