При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Евгений Коган, управляющий директор компании «Московские партнёры», рассказал порталу Finversia.ru о том, с какими сюрпризами сталкиваются клиенты «Пересвета» и с какими могут столкнуться клиенты «Открытия», а также о природе ценообразования на криптовалюты.
- Евгений, поговорим о жизни после смерти. Я про будущее «Открытия». К чему готовится клиентам этого банка?
- С одной стороны ни к чему особенному. Задача ЦБ удержать ситуацию: пришли, дали денег, банк заработал. С другой стороны, приходит новая метла, новый менеджмент. Начинают знакомиться с клиентами. Это нормально. А вот дальше самое интересное начинается. Вариант первый. Ничего не изменится: управляющие познакомятся с клиентами, изучат документы и начнут дальше жить в мире и взаимной выгоде. Вариант номер два. Начнётся закручивание гаек в рамках ФЗ 115. Надо сказать откровенно, эта тенденция общемировая, далеко не российская. Речь идёт об ужесточении комплаенса, KYC. Но у нас в стране это ужесточение комплаенса порою принимает гротескные формы. К чему стоит готовиться клиентам? Как минимум к письмам от новой администрации банка с просьбой предъявить документы о происхождении средств. Я говорю так потому, что подобные и очень печальные кейсы есть сейчас в банке «Пересвет». Этот банк просит с клиентов множество документов, получает их, а потом – строго по Станиславскому - «Не верю». И просит предоставить ещё и ещё документов. Клиенты возмущаются. Клиентам предлагают жаловаться регулятору. ЦБ отвечает односложно: банк в праве запросить и проверять документы, а если не нравится – обращайтесь в суд. Я опасаюсь, что клиенты «Открытия» будут «подкручиваться» в плане 115 ФЗ. Такой шанс есть. Не говорю, что так будет наверняка, конечно.
- Как долго длятся разбирательства в «Пересвете»?
- Насколько я знаю, мораторий на исполнение всех исков снят в марте-апреле. С этого времени десятки клиентов не могут получить свои деньги. Более того, я знаю очень много случаев, когда подобное происходит в других банках, попавших под санацию.
- И управляющие не разрешают платить даже налоги и зарплату?
- Я знаю несколько случаев, когда «Пересвет» не проводит такие платежи. Мне уже становится смешно. Оплата налогов – это финансирование терроризма? Тогда это вопрос уже напрямую в ФСБ, не находите?
- Это абсурд.
- Это Франц Кафка чистой воды. У нас и так проблем выше крыши благодаря санкциям, рецессии. И задача регулятора в том, чтобы любыми способами повышать доверие к банкам. Вот когда президент призывает возвращать капиталы из оффшоров в Россию, чтобы их собственникам стало легче работать, чтобы деньги работали на страну, он ведь всё правильно делает. Потому что сейчас россиянам работать за границей очень непросто. Но если мы рекомендуем возвращать деньги, то почему сами чиним такие препятствия? Хотели как лучше, а получили строго по Черномырдину.
- Вы заговорили о доверии. После кризиса ликвидности в 2004 году была создана ССВ. Но только для физиков. Вернуть доверие сейчас можно, создав ССВ для юридических лиц.
- Это очень правильная вещь. Вот недавно в Латвии обанкротился одни банк. Юрики и физики получили по 100 тысяч евро. Но у нас нет никаких гарантий для юриков. А ведь каждая санация или отзыв лицензии приводит к массовому банкротству компаний. Выгоняют людей на улицу. Личные неприятности, уголовные процессы. Колоссальный удар по экономике. Мелкий и средний бизнес банально обчищается. Хорошо, если есть запас прочности у компании. А если нет? Как результат - цепочки банкротств. Поэтому о ССВ на средства юриков надо не просто подумать. Это должно давным-давно работать. Я подчёркиваю, что для многих людей это буквально вопрос жизни и смерти. Кстати, в ближайшее время недавно созданный институт личного банкротства начнёт расцветать пышным цветом.
- ЦБ как бы говорит: мы отзываем по три лицензии в неделю у частных банков, и вы разве ещё не поняли, что нужно переводить деньги в госбанки?
- Тут есть один нюанс. Представим небольшую компанию с оборотом в 50 млн рублей. И эта компания уходит из небольшого банка в крупный. Думаете крупному банку будет интересно работать с такой компанией? Крупный банк при кредитовании, как правило, использует ковенанты. То есть компании дают кредит при условии, что выручка не будет опускаться ниже определённого уровня. Но ведь часто у компаний выручка зависит от сезона. Итак, падает выручка, а банк, в строгом соответствии с договором, требует выплатить кредит полностью. Собственник возражает: только оборудование закупил, низкий сезон, через три месяца всё будет хорошо. Не будет. Банк забирает бизнес. Многие говорят, что в России избыточное количество банков. Я категорически не согласен с такой точкой зрения. Крупный банк не приспособлен заниматься малым бизнесом. А вот небольшой банк приспособлен. Небольшие банки необходимы экономике. Это капилляры экономики. Огромный прирост ВВП в США обеспечивает именно малый бизнес. Помните, как мы все выживали в 90-е? Каждый как-то зарабатывал - чем мог. И в те времена мелкий бизнес становился средним, средний – крупным. Мы же все это гробим. В результате безработица. Мы сами себе готовим почву для социальных взрывов. Мы не Южная Корея, не можем позволить себе развивать 10-20 корпораций. У нас множество мелких городков, которые способны выжить только благодаря малому бизнесу. Государственно-олигополистический капитализм – путь в неэффективность, к сожалению.
- Но есть выход. В блокчейне. Хотя вот после китайцев с осуждением ICO и криптовалют выступил и наш ЦБ.
- Уже?
- Выпустили релиз, в котором в жёстких и довольно однозначных формулировках расценили криптовалюты как крайне высокорискованные инвестиции. Посоветовали не связываться.
- Я подозревал, что так будет ещё несколько месяцев назад. Что государство в какой-то момент почувствует конкурента. Оно сначала с любопытством рассматривало крипты, а потом запретило. Но цены рухнули, конечно же, из-за действий китайского регулятора. Наши не так сильно влияют на цены пока, хотя мы тоже стали в последнее время крупными майнерами. Что будет дальше? Чем больше будет проблем и сложностей, тем выше будет цена на крипту. Ведь что такое криптовалюты по сути? Это возможность сделать трансфер денег, хранить деньги. Это когда тебе не задают вопрос по 115 ФЗ. Это путь свободного движения денег. Так что чем сильнее будут зажимать, тем выше будет их стоимость. Знаете, что реально может их обвалить? Либерализация! Когда до финансовых властей, наконец, дойдёт, что зверь усмиряется не плёткой, а пряником. И чтобы люди перестали играть в какие-нибудь фантики, нужно чтобы им было комфортно работать в традиционной сфере – с банками, финансовыми компаниями. Так что если такое случится, то крипта завтра рухнет на 20-30 и даже на 50%. Но не случится, потому что я вижу чёткий тренд на закручивание гаек.
- У нас? Общемировой тренд?
- Везде, во всём мире. Презумпция невиновности сменилась презумпцией виновности. С налогами так было всегда, будем честны. Что же касается финансов, то ещё некоторое время назад в этой сфере была некая презумпция невиновности. Сегодня всё изменилось. Теперь вы должны доказывать, что не жираф, не верблюд и не крокодил.
- В чём причина? В перенастройке системы? Как долго это будет продолжаться?
- Когда ты смотришь на зебру, понимаешь, что все временно. Сегодня весь мир идёт по пути закручивания гаек. Но, надо сказать, этап мировой толерантности подходит к концу. Я поясню, о чём идёт речь. Вот, к примеру, лет 5-10 назад я немало удивлялся, когда в Европе или в США нельзя было озвучить обычную статистику, что процент преступлений среди чернокожих намного выше, чем среди белых. Нельзя было, признали бы расизмом. Идиотизм. Из-за этого еще несколько лет назад случилась массовая миграция французских евреев в Израиль. Теперь Европу завоёвывают, превращают в Соединённые мусульманские штаты Европы. Но пришёл Трамп.
- Трамп - проводник неомодернизма? Устройство мира, где люди неравны – ни по рождению, ни по воспитанию, ни по образованию. Где есть право сильного? Трамп предвестник наступающей эпохе неомодернизма?
- В определённом смысле, да. Трамп – бизнесмен, он ввёл моду называть вещи своими именами. И те же самые процессы сейчас идут во всём мире. Первой ласточкой был Брейвик. Недавно была омерзительная история со сносом памятников конфедератам в США. Тех, кто пытался защитить памятники сразу же назвали фашистами. Собрались либералы сразу же.
- Там не либералы были, а либеральная жандармерия.
- Там кошмар был, да. Но вернёмся к банкам. Время либерализации этой системы ещё не наступило. Гайки будут закручиваться ещё год, три, пять. Что должно произойти, чтобы тут началась либерализация? Достаточно жестокий кризис.
- Как будет развиваться кризис? Дефолт или выкуп?
- Не бывает кризисов, чтобы никто не попал. Трудно сказать, каким будет будущий кризис. Когда нам рассказывают, что экономика начала расти, мы понимаем, что наша статистика в надёжных руках. Посмотрите, как всё хорошо сейчас с экономикой в мире! Бешеный спрос на коммодитис. И покуда это так, у нас не может быть все плохо. Триггером к началу кризиса может проблемы внешние – в Китае, США, ещё где-то. Они там зачихают – мы сразу же закашляем. У нас сейчас относительно неплохо только потому, что в мире все хорошо.
Евгений Коган, управляющий директор инвестиционной группы «Московские партнёры»
В 1987 году закончил Московский финансовый институт.
В 1990 году эмигрировал в Израиль и до момента возвращения в Россию (в 1996 году) был старшим советником по инвестициям в Union Bank of Israel.
С 1998 года - директор торгового управления компании «Центринвест».
В мае 2003 года основал с партнёрами инвестиционную компанию «Антанта Капитал».
В 2009 году стал партнёром УК «Третий Рим».
С 2011 года - управляющий директор «Московские партнёры». Входил в Совет директоров НАУФОР и РТС.
Евгений Коган – кандидат экономических наук, профессор Высшей школы экономики, преподаёт на факультете экономических наук.
обсуждение