При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
22 ноября в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации открылся III Международный форум Финансового университета «Ловушка «новой нормальности». Программа мероприятия рассчитана на три дня, в его работе примут участие более 3000 человек.
В название форума организаторы включили формулировку «новая нормальность», которая была использована в коммюнике лидеров G-20 на саммите в Питсбурге в сентябре 2009 года для описания изменений в глобальной экономике в 21 веке. Основные признаки «новой нормальности» сформулировал со-основатель одной из крупнейших мировых инвестициионных компаний PIMCO Мохаммед Эль-Эриан. Он, в частности, предсказал затяжное снижение темпов экономического роста, уменьшение роли финансового сектора в экономическом развитии, смещение мировых точек роста из развитых стран в развивающиеся, высокую волатильность и неопределенность и пр.
Стабильность — признак...
Как отметил во вступительном слове ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров, сегодня в России некоторые эксперты, и в том числе чиновники, ответственные за экономический блок, часто пытаются объяснить все беды российской экономики тем, что они являются частью этой так называемой «новой нормальности», то есть объективно неизбежными. «На наш взгляд, оправдывать низкие темпы экономического роста в России теми изменениями, которые происходят в современном мире, необоснованно. Ведь эта ситуация не мешает мировой экономике иметь среднегодовой темп прироста ВВП вдвое больший, чем в России, согласно прогнозу Минэкономразвития РФ на период 2017-2019 годов», – заметил Михаил Эскиндаров.
При этом руководитель вуза признал, что для того, чтобы преодолеть тренд «новой нормальности» в нашей стране нужно решить массу сложнейших проблем, в числе которых пресловутая «углеродозависимость», усиление структурного, отраслевого и территориального дисбаланса российской экономики, снижение ее конкурентоспособности, отсутствие четких антикризисных действий со стороны экономических властей и пр. «Именно поэтому мы решили посвятить наш форум поиску выхода из той ловушки, в которую нас загоняет «новая нормальность», – пояснил Михаил Эскиндаров идею организаторов.
Министр финансов Антон Силуанов в свою очередь высказал мнение, что государство должно придерживаться курса на сокращение своего участия в регулировании экономики через перераспределение бюджетных средств. «Какой нам рост нужен? Нам нужен рост государственный, как у нас он когда-то был, или все-таки нужен рост частный? Безусловно, ответ понятен. Поэтому и участие государства в экономике должно быть минимальным», – заявил глава Минфина.
Он отметил, что роль государства при этом заключается в создании максимально благоприятных условий для ведения бизнеса и понятных правил игры. В частности, Антон Силуанов проинформировал собравшихся, что его министерство сейчас готовит предложения по оптимизации прямой и косвенной налоговой нагрузки на бизнес, изменив их соотношение – в сторону увеличения косвенной. Это, по словам министра, позволит бизнесу иметь более маржинальную структуру.
Приоритетной задачей своего ведомства Антон Силуанов назвал сохранение финансовой стабильности в стране. С такой позицией согласился Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), но с некоторыми оговорками. «Полностью согласен с Минфином, что финансовая стабильность – это незыблемая цель. Но в то же время нельзя уходить от решения других задач. Нужно все время ориентироваться на создание благоприятных условий для экономического роста, вкладываться в стратегические направления фундаментальную науку и технологический форсайт», – сказал руководитель крупнейшего предпринимательского объединения.
По словам Александра Шохина, необходимо в приоритетном порядке решить проблему недостаточной доступности заемных средств для бизнеса, а также максимально использовать для финансирования предпринимательства потенциал фондового рынка. «Нужно рассмотреть расширение возможности эмиссии ценных бумаг, облигационных выпусков для средних быстрорастущих компаний. К примеру, можно допустить на биржу на IPO компании, прошедшие экспертизу Фонда развития промышленности. Можно облегчить вхождение облигаций этих компаний в ломбардные списки ЦБ. Безусловно, позаботившись о серьезных требованиях, дабы не допустить дефолтных ситуаций», – предложил Александр Шохин.
Черная дыра с потенциалом
Владимир Рашевский, генеральный директор, председатель правления ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», выразил мнение, что «приговор о долгосрочном замедлении темпов развития для российской экономики крайне несправедлив». «У нас свой путь и свои сильные стороны», – сказал представитель крупного бизнеса. Он согласился с Александром Шохиным, заявив, что «бич российской экономики – это отсутствие доступа к капиталу» и назвал «точки роста», которые необходимо стимулировать в приоритетном порядке: жилищное строительство и ипотека, сельское хозяйство, внутренний туризм, производство бытовой техники и пр.
Отдельно Владимир Рашевский отметил сферу ЖКХ. «Да, сегодня это деградирующая отрасль, «черная дыра». Но вместе с тем она имеет колоссальный потенциал. Все, что нужно сделать – выстроить долгосрочные договоренности между государством и бизнесом. Если предусмотреть специальные инвестиционные режимы, если будет понятно, за счет чего будет осуществляться возврат инвестиций, то частный капитал туда обязательно придет», – отметил бизнесмен. В качестве примера он привел энергетический сектор, где заключение так называемых договоров поставок мощности в последние 5-6 лет позволило привлечь 2 трлн рублей частных инвестиций.
Сергей Глазьев, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, традиционно выступил с критикой МВФ, Вашингтонского консенсуса и «следующего их курсу» Банка России. Он заметил, что российская экономика находится в ловушке уже очень давно – с тех пор, как приняла вектор монетаристской политики, а также сравнил состояние российской экономики с инфарктом миокарда. «Как только денежные власти пошли по пути освобождения курса рубля в свободное плавание, тут же мы получили девальвационный скачок, инфляционный шок, от которого до сих пор не можем оправиться», – сказал известный экономист.
Кроме того, Сергей Глазьев призвал увеличить денежное предложение для бизнеса и кредитовать наиболее перспективные его направления по отрицательным ставкам. «Классики денежной теории доказали что разумная политика заключается увеличении денежного предложения, которое должно обеспечить загрузку производственных мощностей. А в России загрузка сегодня не превышает 60%, у нас скрытая безработица 20%, у нас сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, предприимчивых людей уезжают работать за рубеж», – описал ситуацию Сергей Глазьев.
По его словам, та точка зрения, которой руководствуются экономические власти нашей страны, не соответствует реальному положению дел. «Почему в России, вопреки ожиданиям монетаристов, увеличение денежной массы может привести к снижению инфляции, а снижение – к росту инфляции? Потому что у нас недомонетизированная экономика. И когда мы сокращаем количество денег – это все равно, что кровопускание для страдающего от истощения организма. Растут издержки предприятий, падают инвестиции, снижается технический уровень, падает конкурентоспособность экономики, идет бесконечное давление на девальвацию курса валюты. И как следствие – хронически высокая инфляция, которая порождена именно этой макроэкономичкой политикой», – продолжил Глазьев.
Непрофессиональные воры
Роль оппонента Сергея Глазьева взял на себя Алексей Симановский, советник председателя Центрального банка РФ. Он заявил, что декларации о понижении ставок кредитования до отрицательного уровня – это утопическая модель. «Любое заимствование ресурсов невозможно по отрицательным ставкам. Не думаю, что будет много желающих вложить средства при таких условиях», – сказал Алексей Симановский.
Он также заявил о готовности поспорить с призывом ректора Финансового университета Михаила Эскиндарова к банкам увеличить свою долю участия в инвестировании предприятий (с существующих 8% до 25-30%), который прозвучал в его вступительном слове. «На мой взгляд, такой скачек очень рискованный. Банковское кредитование не ориентировано на инвестиции. Оно должно быть нацелено на поддержку текущей деятельности предприятий и экономики. Участие банков в инвестпроектах – это высокие риски», – обозначил свою позицию советник мегарегулятора.
Он также попытался ответить тем спикерам, которые говорили о том, что беды бизнеса, особенно в регионах связаны с политикой ЦБ в отношении «чистки банковских рядов», лишением сотен кредитных организаций, которые обслуживали предприятия, лицензий. «Банки лишились лицензий не потому, что поменялись ставки или инфляция подскочила. Они их потеряли потому, что, извините, воровали. Не везде, но в подавляющей части банков, прекративших сегодня деятельность, было абсолютно непрофессиональное управление собственным бизнесом» - объяснил позицию ЦБ Алексей Симановский.
Пузыри, пенсии и инвестиции
По мнению Анатолия Аксакова, председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, главы Ассоциации региональных банков России, обеспечение финансовой стабильности и роста экономических показателей не должно быть самоцелью. «Нужна взвешенная, грамотная стратегия, определение целей и комплекса мероприятий улучшения качества жизни и ведения бизнеса. Налоговая и бюджетная политика, которые должны быть подчинены достижению этих целей. Любые действия нужно очень тщательно просчитывать. Если мы начнем бездумно накачивать экономику деньгами, к примеру, стимулировать ипотечное кредитование, то можем получить пузыри, которые выйдут боком для экономики», – сказал депутат.
Кроме того, по его словам, денежные потоки при увеличении инвестиционных поступлений в экономику государству необходимо каким-то образом направить в нужном направлении. «Мы прекрасно понимаем, что без регулирования средства в первую очередь пойдут в сырьевые сектора, где и так все хорошо. А то, что мы хотим развивать – инновационные направления, которые, конечно же более рисковые, денег получат меньше. Чтобы направлять финансовые ресурсы туда, где мы хотим обеспечивать структурную перестройку экономики, нужно включить механизмы государственно-частного партнерства, налоговые стимулы, инвестиционные льготы и пр.», – продолжил Анатолий Аксаков.
Заместитель главы Министерства труда и социальной политики Андрей Пудов рассказал о развитии института добровольного накопительного страхования. По его словам, новая концепция пенсионного страхования, предложенная Минфином и Банком России, должна быть не квазидобровольной, а по-настоящему добровольной. Для этого нужно создать реальные стимулы для участия граждан. «Должны обеспечиваться точки роста пенсионных накоплений. Сегодня гарантии по ним гарантии касаются исключительно номинала, а не тех показателей, которые связаны с доходностью. Минтруд сейчас формулирует предложение, которое касается обеспечения минимальных гарантий по уровню доходности», – поделился информацией Андрей Пудов.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков продолжил тему о целесообразности участия банков в инвестировании предприятий. «Очень странно, когда один из авторитетных руководителей финансового ведомства на днях заявил, что рост кредитования не может решить проблему с дефицитом инвестиций и стать источником роста экономики. Этот тезис противоречит и экономическим представлениям, и здравому смыслу», – высказал точку зрения руководитель АРБ. По его словам, даже в профессиональных кругах ему почему-то приходится каждый раз повторять очевидный банальный тезис: не может развитая экономика существовать без эффективного финансового рынка и без доступных по объемам, срокам и ставкам финансовых ресурсов. «Нет другого способа. Те страны, которые достигали серьезного экономического развития, делали это в значительной степени благодаря развитию кредитования», – продолжил Гарегин Тосунян.
Он заметил, что в то время, как правительство борется за каждый дополнительный рубль доходов бюджета, оно слишком мало значения придает колоссальному фонду банковских активов. «А это 80 трлн рублей. То есть, налицо явная недооценка роли банков как источников инвестиций, это в нашей недокапитализированой стране, где очень мало собственных средств наработано за 20 лет. В развитых странах доля кредитов в структуре инвестиций, по его словам, достигает 40-60%, и в России банковские ресурсы во многом могут заменить и бюджетные, и частные, если создать для банков соотвествующие условия для эффекивного использования», - сказал Гарегин Тосунян.
Москва.
обсуждение