При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Последние заявления российских властей в отношении регулирования криптовалюты сейчас активно обсуждаются в отечественной общественной и информационной среде. В стороне не осталось и банковское профсообщество. Ассоциация российских банков (АРБ) 26 октября провела в своей штаб-квартире открытую дискуссию «Регулирование криптовалют: проблемы и вызовы».
Мероприятие демонстрировалось по интернет-каналу, и президент АРБ Гарегин Тосунян с гордостью огласил, что к трансляции подключилась очень широкая аудитория по всей стране – десятки банков, около полусотни вузов. Гарегин Тосунян особенно отметил, что дискуссия вызвала интерес, в том числе, в дальневосточных регионах, где на тот момент была ночь. Затем он около десяти минут представлял пятерых спикеров, перечисляя их звания, регалии и заслуги, подчеркнув, таким образом, что на трибуне собрались исключительно авторитетные люди из разных областей – математики, юристы, финансисты.
«Я хочу заметить, что обсуждение темы криптовалют – это не дань моде. Это актуальная вещь, с которой нам всем придется жить в скором будущем», – сказал Гарегин Тосунян. Он напомнил, что 24 октября президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с ЦБ РФ до 1 июля 2018 года подготовить поправки в законодательство РФ, регулирующие криптовалютную отрасль в стране. «Было дано поручение разработать поправки по определению статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, их понятий. В том числе таких, как технология распределенных реестров, цифровой аккредитив, цифровая закладная, криптовалюта, токен, смарт-контракт. Но все это, исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в РФ», – перечислил последние вводные президент АРБ.
По мнению Гарегина Тосуняна, сроки президентом страны установлены очень сжатые. «Поручения исчерпывающие, но времени на их исполнение крайне мало, если учесть, что до конца не определено, что есть криптовалюта, как ее использовать и с чем ее едят. Здесь очень много самых разных подходов и прогнозов, зачастую противоречивых», – сказал глава банковской ассоциации.
Гарегин Тосунян сделал предположение, что появление криптоденег, в принципе, связано с излишней зарегулированностью мирового финансового рынка. «Часто можно услышать, что наилучшие условия для производства криптовалюты существуют в странах, где много дешевой электроэнергии и холодный климат. Но вот если бы в холодных странах были бы еще и холодные регуляторы... Получается, что центральные банки чуть ли не единым фронтом показывают свое скептическое отношение к цифровым деньгам, называя в качестве довода риск пузыря, ничем не обеспеченной валюты. Но время рассудит», – завершил он свое вступительное слово.
Не задавите зародыша
«Создание правового регулирования для криптовалют необходимо. Государство не может относиться к ним как-то нейтрально. С одной стороны, оно понимает риски, но с другой, – нельзя упустить время и оказаться позади прогресса. По мнению ведущих мировых экономистов, частные нефиатные деньги – это прообраз валюты будущего. И нам в России нужно быть очень осторожными, чтобы не задавить еще не родившегося младенца», – высказала мнение Лариса Санникова, ведущий научный сотрудник сектора финансового и банковского права Института государства и права РАН, исполнительный вице-президент АРБ.
При этом она заметила, что сегодняшние дискуссии о перспективах криптовалют часто заходят в ограниченные рамки рассуждений только о наиболее «раскрученных» понятиях. «Когда мы говорим о криптовалюте, то чаще всего подразумеваем биткоин, который у всех на слуху. Хотя криптовалют в мире – больше 2000. Биткоин просто самый раскрученный. При этом есть серьезные изъяны в таком подходе, когда, оценивая риски и перспективы, мы часто подразумеваем только биткоин, а не криптовалюты в целом и ее другие отдельные разновидности. В связи с этим мы видим как бы искривленное зеркало. Например, я считаю, что отказ от признания криптовалюты платежным средством, и признание ее биржевым активом может привести к поощрению спекуляции», – сказала Лариса Санникова.
Артем Толкачев, директор группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte, председатель российской организации Blockchain.community, рассказал, как он много раз по обращениям клиентов отправлял письма в Банк России с просьбой объяснить, что такое криптовалюты, в частности, биткоин. «Объяснение приходило такое. Мне отвечали, что это очень похоже на электронные деньги, но поскольку в перечне операторов электронных денег никакого биткоина нет, то это не электронные деньги... А потом пошла череда открытых предупреждений от регулятора, что с криптовалютой дело лучше не иметь, и подавляющая часть связанного с ней бизнеса ушла из России», – напомнил Артем Толкачев. По его словам, при разработке принципов регулирования цифровых денег нельзя не учитывать, что это глобальное явление. «Нельзя пытаться исключительно локально вводить какие-то требования и запреты. Тем более, надо учитывать, что у наших партнеров по Таможенному союзу – в Беларуси и Казахстане –деятельность по подготовке базы для внедрения криптовалюты ведется очень интенсивно», – предупредил он.
Вадим Калухов, независимый эксперт, согласился с тем, что появление крипты – это ответ мирового рынка на то, что «регулирование, видимо, перешагнуло какой-то психологический порог». «Весь механизм контроля и проверок, возможно, правильный, стал чрезмерно дорог для участников процесса, стал на них давить. И они начали искать технологический инструментарий, который бы помог, так или иначе, преодолеть ограничения», – высказал мнение Вадим Калухов.
Он также назвал очень важным вопрос отношения граждан к данной теме. «Сейчас наблюдается интерес, который я бы назвал нездоровым. Про биткоины спрашивают и таксисты, и продавцы, и парикмахеры. И я понимаю, почему столько предупреждений по этому поводу сделал ЦБ. И, может быть, предупреждений уже не совсем достаточно. Нужны конкретные действия с разъяснением – кому можно, а кому нельзя. В том правовом вакууме, который сейчас существует. При этом нужно констатировать, что многие люди уже вовлечены в спекулятивный оборот», – сказал Вадим Калухов.
Наука – в помощь
«Я, конечно, не финансист. Я математик…», – начал свое вступление Константин Рудаков, академик, заместитель директора Федерального исследовательского центра «Информатика и Управление» РАН. «У каждого есть свои недостатки», – пошутил Гарегин Тосунян.
«В теме блокчейна особо ничего нового нет, – продолжил Константин Рудаков. – Вот у нас в РАН сделали Институт цифровой экономики. Что изменится? Ничего. Люди, чем занимались, тем и будут продолжать заниматься дальше. Но начальство захотело быть в тренде. Хотя, на мой взгляд, если вы каждую неделю будете реагировать на новое слово, то науки по-настоящему не получится. Однако, если говорить в целом, то идея с криптовалютой на базе блокчейн – в общем приятная. Мне, как математику, нравится в ней принцип защиты информации за счет открытости. Всегда шла речь о том, чтобы защищать информацию. Как? Давайте, закриптуем, спрячем ключ подальше, трое будут иметь допуски, больше никто ничего не знает… Где-то это работает. Но здесь диаметрально противоположная идея – сделать так, что любой желающий, истратив соответствующие ресурсы, имел доступ к защищенной, но при этом отрытой информации».
При этом Константин Рудаков проинформировал аудиторию о том, что при РАН сейчас создается научно-координационный совет, который будет участвовать в подготовке технологической и юридической базы в сфере криптовалюты.
Михаил Забежайло, заведующий лабораторией «Интеллектуальный анализ данных и автоматизированная поддержка научных исследований» РАН, назвал эту инициативу академии наук очень своевременной. По его мнению, решить поставленные задачи в сжатые сроки можно только сообща – при согласованном взаимодействии государства, науки и профсообщества. «Можно, конечно, действовать в рамках «натурального хозяйства», как сейчас пытается делать один самый большой российский банк, который покупает с рынка всех лучших специалистов для своей технологической «дочки», просто перебивая деньгами. Но опыт показывает, что многие проблемы даже эти дорогие сотрудники не в состоянии решить в разумное время. Потому что… есть такое выражение: округлость – предел многогранности. Существует много специальных вопросов, которые необходимо будет переадресовывать профессионалам в совершенно разных областях», – поделился мнением Михаил Забежайло. По его словам, не нужно быть наивными и полагать, что введя регулирование, участники рынка сразу все поймут по поводу криптовалют. «Не стоит думать, что мы быстро узнаем все те проблемы, с которыми по ходу событий будем сталкиваться в этой области. Но нужно максимально хорошо подготовиться к этому процессу», – добавил ученый. В этом плане координация всех заинтересованных структур и направлений действительно уместна.
Москва.
обсуждение