При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В ТАСС 27 августа состоялась пресс-конференция, посвященная презентации второй редакции учебных пособий по финансовой грамотности для школьников. Пособия созданы в рамках проекта Минфина России и разойдутся по стране тиражом 11,5 млн экземпляров.
Пресс-конференция прошла в преддверии Московского финансового форума, который состоится 12-13 сентября 2019 года в Манеже. Эксперты рассказали об особенностях учебно-методических материалов, практическом опыте включения программ повышения финансовой грамотности в школьное образование и системе подготовки кадров для эффективного внедрения учебных материалов в образовательные организации.
Конечная цель – рациональное финансовое поведение россиян
Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак признался, что услышал объяснение природы денег только на первом курсе вуза. Теперь определение денег есть уже в учебнике для четвёртого класса.
– С такими масштабами издательской деятельности я давно не сталкивался, – сказал Сергей Сторчак. – На сегодняшний день регионы-участники нашего проекта («Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», – прим. ред.) уже получили методические пособия общим тиражом более 5 миллионов 200 тысяч книг.
Учащиеся 4-11 классов с 1 сентября 2019 года смогут приступить к их изучению. До конца этого года ещё 6 миллионов 300 тысяч пособий получат школы в 41 регионе России. Таким образом, к концу года 11 млн 500 тысяч бесплатных пособий по финансовой грамотности будут доступны в пятидесяти регионах. Комплекты пособий включают в себя не только материалы для учеников, но и методические рекомендации для педагогов и родителей.
– Мы очень рассчитываем, что наши документы станут элементом целостной системы финансового образования, системы, которая будет формировать финансовую культуру и навыки рационального финансового поведения. Мне кажется, мы изначально правильный курс взяли в этой системе – не суетиться, не дёргаться, не форсировать этапность, - подчеркнул замминистра финансов. – С этой точки зрения действительно мы реализуем стратегию, а не шарахаемся из стороны в сторону. Работаем последовательно на конечную цель – рациональное финансовое поведение россиян начиная от самых юных лет и до пенсионного возраста.
Регионы России, которые хотели бы получить пособия по финансовой грамотности, могут подать соответствующие заявки в Минфин. Все пособия находятся в свободном доступе на сайте школа.вашифинансы.рф.
В данный момент наша страна находится на четвёртом месте в мире по уровню финансовой грамотности молодёжи, резюмировал Сергей Сторчак.
На подходе изменения во ФГОСы
По данным исследования ОЭСР, финансовая грамотность повышает мотивацию в изучении математики, - сказала модератор пресс-конференции, стратегический координатор проекта Минфина Анна Зеленцова, передавая слово следующему выступающему – заместителю директора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения России Дмитрию Метелкину.
Дмитрий Метелкин отметил, что пройден немалый путь в части разработки и апробации образовательных программ, связанных с повышением финансовой грамотности. По мнению эксперта, в России ребёнок с восьми лет оказывается вовлечённым в экономические события, и уже в этом возрасте от него требуются рациональные решения. Таким образом, представления об экономических отношениях в обществе закладываются уже у младших школьников. С этой точки зрения, очень важный шаг, который предстоит осуществить – включение знаний по финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). На этот счёт уже разработаны предложения.
- Думаю, что к 2023 году – к завершению реализации стратегии повышения финансовой грамотности – у нас сформируется хорошая правовая и нормативная база по содержательной рамке и изменению обществоведческих и обществознанческих дисциплин в той части, которая касается компетенций, связанных с налоговой системой, с поведением индивида в современных экономических и финансовых условиях, - завершил своё выступление представитель Минпросвещения.
О деньгах надо говорить
Заместитель руководителя Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Елена Рутковская отметила, что все пособия разработаны на одной концептуальной основе. Она отметила и другие особенности учебно-методического комплекта. «Информационно-просветительских пособий для родителей я больше ни в одном комплекте ни по одной из дисциплин не встречала», - сказала Елена Рутковская. Исследования PISA свидетельствуют: чем больше родители и дети вместе обсуждают вопросы финансов, тем выше финансовая грамотность среди подростков.
Пособия, которые подготовлены в рамках проекта Министерства финансов, прошли масштабную апробацию при участии 7000 человек, включая учеников, учителей и родителей.
Анна Зеленцова добавила, что необходимо не просто разговаривать с детьми о деньгах, а «просветительски» разговаривать, разъясняя им суть финансовых понятий и явлений.
112 тонн знаний по финансовой грамотности
Заместитель председателя правительства Ставропольского края – министр финансов края Лариса Калинченко напомнила, что слоган программы подготовки учебных пособий по финансовой грамотности звучит как «Знания для жизни». И это действительно хорошо отражает суть материала, который все изучающие могут применить непосредственно в повседневной жизни.
К программе Минфина Ставрополье подключилось в 2015 году, рассказала Лариса Калинченко. В начале в ней принимали участие только 35 школ. Впоследствии в крае удалось подготовить целую «армию» из более чем 1000 педагогов, которые могут преподавать основы финансовой грамотности. В 2018 году уже 45% школ Ставрополья в том или ином виде внедрили в программу обучения элементы финансовых знаний.
- Мы получили 11,6 тысяч пособий. Представьте себе – это 112 тонн знаний по финансовой грамотности! – сказала заместитель председателя правительства – министр финансов Ставропольского края.
Хороший учебник – половина успеха
- Для того чтобы эти пособия не легли просто в школьной библиотеке на полку и не оказались невостребованными, необходимо было создать систему подготовки педагогов для проведения занятий по финансовой грамотности, - заявил руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон. – Насколько бы хороший учебник ни был написан, если сам педагог не обладает знаниями по финансовой грамотности, он их не донесёт и до детей. Поэтому совместно с Минфином было принято решение создать федеральную методическую сеть по повышению финансовой грамотности в системе школьного образования.
На базе РАНХиГС и Высшей школы экономики создан федеральный методический центр для подготовки тьюторов, которые, в свою очередь, обучают учителей в регионах. В результате более 26 тысяч школьных учителей разных классов уже прошли обучение в региональных методических центрах. До конца 2020 года будут охвачены 30 тысяч педагогов из 82-х регионов страны, пообещал Николай Берзон.
- Когда я провожу занятия с учителями, для них открываются многие вещи, которые, на первый взгляд, каждый взрослый человек должен знать, - признался Берзон.
Москва.
обсуждение