При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Частный российский оператор клиник премиального класса EMC готов к IPO, находя в условиях жизни во время санкций выгоды для бизнеса и рассчитывая сохранять темпы его роста, сказал генеральный директор УК EMC Андрей Яновский.
“Я считаю, что мы развились, мы выглядим хорошо и сильно, и с точки зрения корпоративного управления у нас все в порядке стало, и мы можем выйти тогда, когда скажут (акционеры)”, - сказал он в интервью Рейтер.
“Мы смотрим на рынок и на все его возможности. Есть Лондон и есть Москва, мы все изучаем, все возможности”.
Источники Рейтер говорили о планах EMC провести IPO уже в этом году. Однако новая порция санкций США в апреле заставила отложить размещения даже уже объявившие об этом компании с акционерами из РФ. Пока на рынок из компаний сектора вышла несколько лет назад только MD Medical.
Бизнес EMC не зависит напрямую от обострений геополитической напряженности, считает Яновский.
“Мы сейчас очень внимательно смотрим за тем, что творится на рынке. Мне кажется, что наш сегмент рынка не про эти потрясения. Инвесторы worldwide смотрят на это гораздо более позитивно”.
Помимо основного акционера EMC Игоря Шилова пакетом, превышающем блокирующий, владеет с 2011 года фонд прямых инвестиций Baring Vostok, инвестиционный цикл которого подразумевает выход из активов. Как отметил Яновский, акционерное соглашение ЕMC оговаривает пропорциональный выход из компании всех акционеров. По его мнению, в частности, и это должно обеспечить акциям EMC достаточно объемный free float.
“Компании медицинского рынка очень востребованы. В них очень хотят вложить. Если поговорить с инвесторами, они четко вам скажут, что, если вы выводите на рынок очень маленький free-float, ну, и готовьтесь, что вам за него очень мало дадут. Мы не попадем (в такую ситуацию), мы обязательно создадим очень ликвидную историю”, - считает глава компании.
ПРЕМИАЛЬНЫЙ КЛАСС
“Мы (инвесторам себя) представляем как медицину премиального класса. Многопрофильная услуга, которая решает абсолютно любую задачу. Мне (только) неподвластна трансплантология, потому что частникам пока лицензию не дают”, - говорит Яновский.
EMC, начавший работу 28 лет назад, сейчас - один из самых крупных частных игроков на рынке медицинских услуг РФ и в первую очередь - Москвы, работающий в областях от онкологии до косметологии, реабилитации и гериатрии.
“(У нас) 56 специализаций, и это, в принципе, единственный частный игрок на рынке России с таким широким диапазоном высококачественных медицинских услуг. У нас мультидисциплинарный подход к обслуживанию пациента, это философия”, - говорит Яновский.
Компания проводит лечение по европейским международным протоколам, развиваясь в секторе премиум-услуг, цены на которые выставлены в евро, а питание пациентам стационара доставляется из кафе Пушкинъ.
“Прайс-лист практически стабилен с 2011 года. Но каждый месяц я сравниваю себя со всеми (основными) игроками – 15 клиниками в Европе и Израиле, сверяюсь по основным услугам”,- говорит Яновский.
“Во-первых, я выигрываю всегда тем, что ко мне не надо ехать, то есть этих затрат нет. Во-вторых, - нет никаких гостиниц. В-третьих, - если это что-то тяжелое, то с тобой будет семья. И здесь я всегда экономически интересней”, - сказал он, отметив, что это помогает отвлекать часть пациентов у медицинского туристического потока.
Такой формат бизнеса позволил EMC не ощутить на себе санкционных потрясений 2014-15 годов.
“Мы прошли 2014 на 2015 год совершенно нормально, для нас это не явилось никакой историей. Во-первых, большинство пациентов, клиентов, (имеют) мультивалютные (активы). Во-вторых, да, какие-то перекосы случаются между специализациями: сегодня все делают плановые истории, готовятся к этому, во время кризисных историй они переходят на экстренные. Это ж здоровье,- от него не откажешься”, - сказал Яновский.
ПРАВИЛЬНАЯ ГОНКА
“У нас топ-10 частников сейчас занимают 8-9 процентов рынка частных медицинских услуг. Тут места хватит на многие-многие годы”, - говорит Яновский, отмечая, что, в частности, делает ставку на увеличение доли в выручке доходов от ОМС, - в этом году уже до двузначных показателей с 8 процентов в прошлом году.
“Каждая из существующих (в EMC) специализаций каждый день придумывает что-то новое, и для меня это вечная правильная гонка. Я буду бежать в ней”.
Развитие онкологической платформы, которая работает как в области платных частных услуг, так и через ОМС, является одним из ключевых для EMC, который на сегодня располагает уникальным для России оборудованием, позволяющим делать максимально точную диагностику, основным звеном которой является циклотрон, обошедшийся компании в 1,3 миллиарда рублей.
“В этом году мне дали квоты (по ОМС) до 10 тысяч. Каждое ПЭТ/КТ исследование – это порядка $1 тысячи в выручку. Соответственно, могу развивать дальше”, - отметил Яновский.
“Ограничение для рынка сейчас – это способность тебя как провайдера. Спрос на услугу гигантский, я имею в виду по ОМС”.
Услуги в области онкологии EMC намерен предоставлять для ряда регионов России, однако региональной экспансии пока не рассматривает.
ПЕРВЫЕ ДИВИДЕНДЫ
В будущем году EMC, завершив большую часть инвестиционного цикла, готовится выплатить дивиденды в размере не менее 35 процентов от прибыли.
“Мы уже вложили за 10 лет более 300 миллионов евро, и в ближайшие два-три года у нас нет никаких больших дополнительных вложений, у нас будет в основном maintenance capex, который 2-4 миллиона евро в год”, - сказал он. Одновременно EMC повышает отдачу от существующих мощностей, в первую очередь от расширения стационара, обеспечивающего около 30 процентов оборота.
Прибыль Яновский не раскрыл. За три года ежегодный прирост выручки, которая в 2017 году составила 163 миллиона евро, был на уровне 19 процентов, EBITDA 2017 года - 57,4 миллиона евро, маржинальность по EBITDA - 35 процентов, сказал Яновский, уточнив, что соотношение долга к EBITDA EMC при этом менее 1.
Компания генерирует “достаточно” денег для финансирования текущих проектов. При этом налог на прибыль в секторе нулевой и останется таким до 2020 года; сейчас обсуждается продление этого срока, говорит Яновский. НДС тоже нет.
“То, что новое мы начинаем, у акционеров наших есть четкая установка: EBITDA margin не менее 35 процентов, ROIC - раз мы смогли уже добиться 24 процентов, значит, не меньше 25. Вот с этим подходом, соответственно, мы и будем развиваться дальше”.
обсуждение