При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
До пугающей дефляции по МЭР нам еще очень далеко.
Наш индекс продуктовой инфляции Т-12 (красная кривая на графике) в ИЮНЕ составил 16,8%, заметно снизившись по сравнению с майским показателем (21,4%). Напомню, это любительский индекс, измеряющий индивидуальную продуктовую инфляцию в Москве по 12 товарам в стандартных упаковках в 3-х московских супермаркетах (к базе за аналогичный месяц прошлого года). Но я бы не сказал, что тенденция высокой инфляции по нашему индексу существенно изменилась. Главным стабилизатором цен стала морковь, средняя цена которой по 3-магазинам упала аж на 51,5% Именно с нее начался реализовываться эффект высокой базы цен 2021 г. – в прошлом году в Ашане кг моркови немытой год назад стоил 69,49 руб., а сегодня – лишь 39,99. А все остальные цены в нашей корзине уверенно растут – чай Липтон на 52,7%, детский мармелад на 36,8% (увы, с мишками Гамми из Харибды, принесших «всемирную славу» моему индексу Т-12, мы, видимо распрощались, теперь нашими героями становятся мишки из Фрутеллы, которые немного дороже), масло подсолнечное на 31,2%, курица на 25,2%, плавленный сырный продукт «Фетакса» на 25,0%. Не знаю, как Вам, а мне кажется, что до пугающей дефляции по МЭР нам еще очень далеко.
Кстати, показатели инфляционных ожиданий населения, замеряемые Банком в России, в июне также оставались очень высокими. Воспринимаемая инфляция (тонкая зеленая кривая на графике) после абсолютного рекорда в 25,1% в мае в июне скорректировалась всего до 23,7%. Ожидаемая опрашиваемыми инфляция через год даже выросла с 11,5% до 12,4%.
Что удивило сегодня в магазинах – небывалые скидки с цен товаров. Например, в Ашане цена сливочного масла Домик в деревне 72,5% жирности 217,99 руб., но сегодня цена со скидкой 139,90. Или цыплёнок «Петеленка» в Пятерочке – при цене 229,00 руб. за кг. продается со скидкой 111,99. И таких примеров очень много. О чем это говорит? Думаю, о политике приспособления торговых сетей к требованиям о низких ценах на социально значимые товары. Для удержания статистики, отдельные товары продаются по бросовым ценам с учетом скидок, зато на других товарах магазин отыгрывается. Посмотрите на цену 525,99 незатейливого Тирольского тортика (он, правда, не входит в корзину Т-12), это пример «центра прибыли». Другой фокус занижения статистики цен можно наблюдать на примере самого дешевого белого хлеба в Ашане. Месяц назад батон Нарезной 380 г. в Ашане стоил 16,79 руб., а сегодня 23,99 руб., то есть за месяц цена выросла почти на 43% (!!). Но для статистики возник новый представитель самого дешевого хлебы, с незатейливым названием Белый весом 380 г. стоимостью 17,96 руб. Не знаю, насколько его состав соответствует прежнему бренду.
Да и по магазинам разброс цен на некоторые товары удивляет. Сок апельсиновый J-7 в Ашане стоит 206,99 руб., а в Пятерочке – всего 129,99. Да, конечно, есть поле для «арбитража», но скорее всего, это говорит о каких-то сбоях в маркетинге и ориентирах производителей и торговых сетей.
Далее расскажу о наблюдениях за ценами на овощи и фрукты.
Интересную тенденцию показывают наши другие индексы – на овощную и фруктовую тарелки, яйца куриные и бензин (на все, кроме бензина, цены замеряются в одном из московских Ашанов) В июне овощная и фруктовая инфляция немного замедлились, но принципиальных изменений тренда высокой инфляции не наблюдалось. Рост цен на овощную тарелку к соответствующему периоду прошлого года снизился с 23,5% в мае до 22,5% в июне, фруктовую тарелку – соответственно с 26,8% до 20,5%. В овощах-фруктах бросается в глаза огромная география развивающихся стран – поставщиков. Иран, Турция, Египет, Азербайджан, Молдова, Узбекистан, Аргентина, Коста Рика, ЮАР, Марокко.
Рост цен на яйца куриные немного ускорился с 20,8% в мае до 23,3% в июне. Замедляется рост цен на бензин с 6,6% и 6,4% в мае до 6,1% в июне. На двух наблюдаемых мной АЗС цены на 92, 95-й и дизельное топливо стоят на месте с марта по настоящее время.
Telegram канал автора: https://t.me/AbramovAle
обсуждение