При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ждём дивидендов от Газпрома.
Газпром и ГТС Украины договорились о транзите 65 млрд.куб в следующем году, и по 40 в последующие.
Вывод: Северный Поток-2 заложен в эти цифры с опозданием ввода в эксплуатацию где-то на шесть - восемь месяцев, а вот расширение Турецкого Потока не планируется в ближайшую пятилетку вообще. Оно - лишнее при таком использовании ГТС Украины.
Это - 100% выгодный Германии результат, потому что южная труба ей ни разу не интересна и не нужна. И если северную трубу они вывели из под третьего энергопакета, то по-поводу южной они бы не парились, как не парились ни разу, когда Болгария под нажимом ЕК и США вообще отказалась ее пропускать. Это должно было парить Италию, но она слишком слаба, чтобы громко возмущаться.
Полагаю, эпопею всех последних лет с борьбой за газовый рынок ЕС можно считать законченной. Доля Газпрома на нем окончательно определена пропускной способностью имеющейся логистики, наращивать экспорт он сможет только задействуя на больший объем украинскую ГТС, что, возможно, будет необходимо в периоды пикового спроса.
Итогом газовых войн стало:
1. Усиление позиций Германии как газового хаба.
2. Раздел Нафтогаза и перевод работы ГТС под правила ЕК, что позитивно для обеспечения стабильности ее работы.
3. Потеря Газпромом 2.9 млрд в суде. Впрочем, Газпром может утешиться тем, что в период, пока он оставался поставщиком, Украина платила за газ дороже, чем Германия. Собственно из-за этого Киев и придумал какой-то схематоз с реверсом, и разошелся с Газпромом, а вслед за Киевом с Газпромом разошлась и Польша, которая подвела к себе норвежскую трубу. Дешевле вышло, чем с Газпромом дела вести.
4. Развитие европейской газовой инфраструктуры и антимонопольного законодательства в качестве противодействия попыткам Газпрома доминировать на рынке. Рост доли СПГ, развитие спотового рынка и снижение роли долгосрочных контрактов, изменение моделей ценообразования. Как следствие всего этого, строительство дорогостоящей долгосрочной инфраструктуры становится рискованным делом - нет ни стабильных в долгосрочной перспективе цен, ни долгосрочных контрактов, под которую ее строить. Это стратегически плохо для Газпрома, но это уже никого в ЕС не волнует, потому что рынок стал конкурентным, кроме того, в ЕС всерьез настроены на снижение доли углеводородов в энергобалансе.
Что это значит для акционеров Газпрома в долгосрочной перспективе? Как это ни парадоксально на первый взгляд, все это - перемены к лучшему. Почему? Потому что Газпрому теперь не останется иного пути расходования выручки, кроме как платить дивиденды. Строить больше нечего не надо. Если, конечно, Газпром не найдет способ про$$$ть выручку на что-то непрофильное для себя. Например, на попытки догнать НОВАТЭК в сфере СПГ.
Газпром становится рентной бумагой, как Татнефть. В Татнефти сидит татарская верхушка, а в Газпром, судя по сделкам в этом году, тоже засели какие-то непростые люди. Есть надежда, что в интересах этих непростых людей компания из воровайки превратится в хорошую дойную корову. Впрочем, поживем - увидим.
И, да, если на новостях о санкциях будет пролив бумаги вниз - выкупайте. После сделки с Украиной объемам поставок в ЕС в следующем году точно ничего не угрожает. Тем более, что зима там в этом году аномально теплая, как и у нас.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/dm.golubovsky
обсуждение