Среда, 17.12.2025
×
“Грядущие годы таятся во мгле”: как выглядит будущее финансов

О необходимости создания условий для развития малого и среднего бизнеса

Аа +
- -
Вера Кононова,
заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к.э.н.

В 2022 году, несмотря на существенные изменения в экономике, включая попадание многих крупных компаний под санкции, а также уход части зарубежных компаний с российского рынка, роль малого и среднего бизнеса в российской экономике практически не изменилась.

Количество микро-, малых и средних юридических лиц в 2022 году продолжило падать. По данным Реестра МСП по 85 регионам России, численность таких юрлиц в начале 2023 года оказалась на 34,7 тысячи меньше, чем годом ранее. И это, к сожалению, не признак того, что компании выросли и перестали относиться к малым и средним: ведь сокращается и весь ЕГРЮЛ, куда входят все компании (за прошедший год в нем было зарегистрировано 260 тыс. новых организаций, и при этом прекращена регистрация почти 310 тыс., т.е. чистый отток составляет около 50 тыс.). В 2022 году с сокращением количества микро‑, малых и средних юрлиц столкнулись 70 из 85 регионов РФ. Но если в целом по России это количество сократилось на 1,5%, то в 13 субъектах России оно составило 5-10%. Среди них немало промышленно развитых регионов, включая Курскую, Самарскую, Волгоградскую, Ивановскую, Иркутскую области.

Увеличение количества субъектов МСП сейчас обеспечивается лишь за счет мельчайших форм бизнеса – индивидуальных предпринимателей, подавляющее большинство которых относится к микро-бизнесу, а также самозанятых граждан (в эту категорию также переходит определенная часть индивидуальных предпринимателей). По итогам 2022 года, согласно Реестру МСП, число ИП в 85 регионах России увеличилось на 116,2 тыс. человек, причем количество ИП, относящихся к микро-бизнесу, выросло по сравнению с началом 2022 года несколько меньшими темпами, чем количество малых и средних ИП (на 3,3% против 5,6% и 8,6%). Выросло и число самозанятых (на 2,7 млн. человек), в результате чего численность самозанятых стала уже почти в 1,8 раза выше численности ИП. Однако микро-бизнес с малым оборотом и малым числом занятых может успешно развиваться лишь в определенных сегментах экономики (чаще всего – в сфере услуг), в то время как многие обрабатывающие производства, развитие которых сейчас критически важно для структурной трансформации экономики, требуют большего объема капиталовложений и оборотов уже не микро-, а малого или среднего предприятия.

На данный момент малый (не относящийся к микро-бизнесу) и средний бизнес – это весьма скромная часть российского сегмента МСП. В начале 2023 года на малые и средние предприятия (юрлица), включенные в Реестр МСП, приходилось только 8,1% и 0,8% суммарной численности юрлиц в реестре (при этом среди индивидуальных предпринимателей эти показатели еще ниже: на малые предприятия приходится только 0,8%, а на средние – только 0,1% суммарной численности ИП). Такое положение дел, сохраняющееся уже долгое время, говорит о том, что успешный рост бизнеса от состояния микро-компании (или отдельного предпринимателя) к размеру малого или среднего предприятия – это скорее исключение, чем правило. Средние компании (согласно законодательству, это компании или ИП с оборотом 800 млн. – 2 млрд. руб. в год и численностью занятых в общем случае от 101 до 250 чел.) остаются малочисленными – сейчас их около 18 тыс. во всей стране, причем более трети сосредоточено только в 3 субъектах РФ – Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

Действующая система поддержки малого и среднего бизнеса в значительной степени ориентирована на его микро-часть. Ярким примером этого являются специальные налоговые режимы (УСН, ПСН, НПД, ЕСХН и новый АУСН), которые имеют ограничения по годовому обороту до 60‑150 млн. руб. в год, не говоря уже об ограничениях на численность занятых, стоимость основных средств, виды деятельности и др. Переходные положения от упрощенной системы к общей системе налогообложения, введенные в последнее время, скорее рассчитаны на те микро-компании, которые ненамного превысили требуемые годовые лимиты по выручке или занятым, и могут в следующем периоде снова вернуться к лимитам упрощенной системы. Какие-либо специальные режимы для малых (кроме микро) и средних предприятий отсутствуют, и в результате у компаний создается стимул к «дроблению» выросшего бизнеса. Фактически единственной мерой поддержки субъектов МСП, относящейся к налоговым и иным аналогичным платежам, является введенная с 2020 года мера по снижению страховых взносов на зарплату сотрудников предприятий, входящих в Реестр МСП (в части зарплаты, превышающей МРОТ).

В целом, действующая система поддержки субъектов МСП, сформированная в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», хотя и содержит многие важные направления развития малого и среднего бизнеса (такие как льготное кредитование и доступ к рынку ценных бумаг, предоставление финансирования инновационным малым и средним предприятиям, доступ к льготному лизингу, аренде помещений, создание информационной инфраструктуры, информирующей субъектов МСП об имеющихся возможностях и т.д.), не предусматривает широкого охвата этими мерами, вследствие чего ситуация в 2024 году по ряду показателей будет мало чем отличаться от ситуации в 2018-2019 годах. Например, целевой показатель по обеспечению доступа субъектов МСП к производственным площадкам в промышленных парках и технопарках предполагает, что количество таких субъектов МСП должно увеличиться с 266 ед. на конец 2019 года до 778 ед. в 2024 году – при том, что количество субъектов МСП приближается к 6 млн. Другим ярким примером является целевой показатель по охвату субъектов МСП кредитами по льготной ставке, который должен увеличиться с 11,2 тыс. на конец 2019 года до 13 тыс. в 2024 году.

Следует отметить, что некоторые более амбициозные показатели, характеризующие вклад МСП в развитие экономики, в новой редакции национального проекта (действует с 2021 года) были скорректированы или даже исключены. Например, установленный в 2018 г. целевой показатель по увеличению совокупного вклада субъектов МСП в ВВП России до 32,5% к 2024 году сейчас не используется. Однако отказ от показателей не снимает с повестки дня важнейшую задачу – полноценное развитие не только микро-, но и малых и средних предприятий в различных секторах экономики, которые необходимы для ее диверсификации, развития перерабатывающих производств и широкого спектра услуг для населения и бизнеса.

Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса. Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Требуется продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт. При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
- -
238
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Рафаэль Бостик призывает ФРС к осторожности Рафаэль Бостик призывает ФРС к осторожности Дальнейшее снижение процентных ставок в США может создать серьёзные риски для экономики и подорвать доверие к Федеральной резервной системе, заявил президент Федерального резервного банка Атланты Рафаэль Бостик. По его словам, переход денежно-кредитной политики в более мягкую, стимулирующую фазу способен вновь разогнать инфляцию и закрепить у бизнеса и домохозяйств ожидания устойчиво высокого роста цен, что значительно осложнит возвращение инфляции к целевому уровню в 2%. Прогнозы Pfizer на 2026 год разочаровали инвесторов Прогнозы Pfizer на 2026 год разочаровали инвесторов Американский фармацевтический гигант Pfizer дал рынку осторожный сигнал относительно ближайшего будущего, представив умеренный прогноз на 2026 год и фактически признав, что масштабные инвестиции последних лет начнут приносить ощутимую отдачу лишь в более отдаленной перспективе. Компания пытается перестроить бизнес после резкого спада продаж продуктов против COVID-19 и одновременного давления со стороны стареющего портфеля препаратов, которые постепенно теряют патентную защиту и сталкиваются с усиливающейся конкуренцией на рынке. Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги разнонаправленно Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги разнонаправленно Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в среду завершили торги разнонаправленно после двух дней снижения. Инвесторы оценивали неоднозначные данные по рынку труда США и ждали свежей статистики по американской инфляции, которая может повлиять на ожидания по процентным ставкам.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)