При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Программа льготных ипотечных ставок наглядно показала, что меры по снижению ставок могут поддержать экономическую активность, в данном случае – в строительстве. Роль бюджетных субсидий на компенсации высоких ставок по кредитам в экономике растет, однако потенциал снижения ставок таким способом имеет ограниченный характер.
Доля ипотечных кредитов, предоставляемых в рамках программ субсидирования ставок, стала беспрецедентно высокой в период борьбы с последствиями пандемии
Согласно опубликованной 7 октября Банком России аналитической записке «Жилищное строительство», в этом году объем субсидирования правительством ставок по ипотечным кредитам резко увеличился. При этом, как отмечает ЦБ, такие программы в стране «используются достаточно давно» – в качестве примера приводится программа льготной ипотеки для школьных учителей, представленная в начале 2010-х гг. Однако если ранее программы льготного ипотечного кредитования «носили локальный характер и были ограничены кругом получателей», то сейчас они стали «беспрецедентными по охвату». Помимо программ поддержки семей с детьми (где родился второй и последующий ребенок), появились программы дальневосточной и сельской ипотеки, а также ключевая антикризисная программа этого года – предоставление льготных кредитов для приобретения жилья на первичном рынке с субсидированием ставки, превышающей 6,5% годовых.
В результате, к середине 2020 г. портфель льготных кредитов, по оценке Банка России, составил более 400 млрд руб., или около 5% всего ипотечного кредитного портфеля. При этом в июне-июле этого года доля льготной ипотеки в общем объеме выданных ипотечных кредитов превысила 40%, тогда как в январе-феврале она составляла лишь 10-12%. Это привело к существенному снижению нагрузки на население: как отмечает ЦБ, «месячные затраты населения на обслуживание ипотечных кредитов благодаря этому снизились более чем на 1 млрд рублей». В результате и строительная отрасль начала восстанавливаться: в августе этого года объемы жилищного строительства перешли к росту (на 4,9% в годовом выражении).
Расширение программ субсидирования ставок увеличивает нагрузку на государственный бюджет, отвлекает ресурсы от реализации других мер поддержки и стимулирования экономики, и становится поводом для повышения налоговой нагрузки
«Обратной стороной» расширения доступности ипотечного кредитования «является стремительно растущая нагрузка на государственный бюджет», предупреждает Банк России. По его оценкам, «если в 2019 г. затраты федерального бюджета на субсидирование ипотечных ставок составляли менее 2 млрд руб., то по итогам 2020 г. они приблизятся к 40 млрд руб., а в 2021-2022 гг. этот показатель может вырасти еще в два раза вследствие накопления портфеля кредитов, ставки по которым субсидируются».
При этом такую нагрузку на бюджет создает именно сам Банк России. Ведь в ситуации текущего кризиса, вызванного пандемией, расширяются программы субсидирования ставок не только по ипотечным кредитам. Фактически эти программы за счет бюджетных ресурсов по сути компенсируют избыточную жесткость денежно-кредитной политики ЦБ.
Данные по объемам бюджетных средств, выделяемых на субсидирование ставок, являются достаточно разрозненными. Если учесть только антикризисные меры, введенные в условиях пандемии, на цели субсидирования процентных ставок по кредитам (без учета льготной ипотеки) в 2020 г. было уже направлено как минимум 120-124 млрд руб. расходов федерального бюджета. С учетом льготной ипотеки этот объем составляет порядка 160-164 млрд руб. (см. таблицу). Общий же объем субсидирования ставок по кредитам в экономике, очевидно, выше: не все меры попали в антикризисные планы, и не по всем мерам есть оценки расходов бюджета (например, по льготному кредитованию развития туристской инфраструктуры). По оценкам ИКСИ, общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на обеспечение доступного кредитования, в 2020 г. может достигать порядка 326 млрд руб.
Несмотря на то, что доля этих средств в общих расходах федерального бюджета невелика (0,8% и 1,7% расходов бюджета соответственно), суммы этих расходов вполне сопоставимы с теми, что были направлены на некоторые ключевые меры поддержки населения в период пандемии. Например, на стимулирующие выплаты врачам и медицинским работникам, работающим с больными COVID-19, в 2020 г. предполагается выделить из бюджета 105,3 млрд руб.; на дополнительные пособия семьям с детьми до 3-х лет в условиях пандемии было потрачено, по данным Пенсионного фонда и правительства, около 70 млрд руб. Финансирование нацпроекта «Здравоохранение» предполагается, например, в размере 306,7 млрд руб. в 2020 г.
Более того, те суммы, которые сейчас правительство выделяет на субсидирование процентных ставок, сопоставимы и с объемом средств, который Минфин рассчитывает привлечь в бюджет, повысив налоговую нагрузку. Так, за счет роста ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений Минфин предполагает обеспечить дополнительные поступления в объеме 56 млрд руб., за счет роста акцизов на табак – 70 млрд руб., за счет роста ставки НДФЛ для россиян, зарабатывающих свыше 5 млн. руб. в год – 60 млрд руб. Таким образом, суммарный объем этих поступлений составляет 186 млрд руб., что сопоставимо с расходами на субсидирование ставок в рамках антикризисных программ.
Сегодня для восстановления и развития экономики необходимо общее снижение процентных ставок и повышение доступности кредитов, а программы льготного кредитования должны использоваться для точечной поддержки отдельных производств и отраслей
Субсидирование льготной ипотеки сейчас является успешным примером антикризисной поддержки экономики – в первую очередь потому, что пока это самая масштабная программа субсидирования ставок. Прочие же отрасли вынуждены жить в условиях дорогого финансирования с ограниченным доступом к доступным кредитам.
Одним из вариантов дальнейших действий властей по стимулированию экономической активности могло бы быть принципиальное расширение программ льготного кредитования за счет средств федерального бюджета. Однако у этого варианта есть ряд негативных последствий. Во-первых, это может привести к пропорциональному сокращению расходов бюджета по другим важным направлениям. Во-вторых, в рамках текущей бюджетной парадигмы для компенсации этих расходов может быть использовано повышение налоговой нагрузки на бизнес и население. В-третьих, дальнейшее расширение программ льготного кредитования означает, что правительство тем самым берет на себя часть функций Банка России, что ведет к перекосам в финансовой системе в целом: программы реализуются через ограниченный круг банков, что дополнительно снижает уровень конкуренции в банковской системе.
Однако успешный опыт реализации программ субсидирования процентных ставок, в том числе по ипотеке, наглядно показывает, что рост доступности кредитования может действительно оказать поддержку и бизнесу, и населению. Но расширять доступность кредитования в целом необходимо в первую очередь не за счет расходов бюджета, а за счет дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики Банка России, что позволит снизить уровень процентных ставок в экономике. Программы же правительства по льготному кредитованию в случае перехода Банка России к мягкой денежно-кредитной политики могли бы сохраниться в качестве адресных стимулирующих механизмов, направленных на поддержку отдельных отраслей и категорий заемщиков. Но будет ли руководствоваться подобными аргументами Совет директоров ЦБ на ближайшем заседании – большой вопрос.
Таблица. Расходы федерального бюджета на субсидирование ставок по кредитам населению и бизнесу в 2020 г.*
Мера поддержки |
Расходы федерального бюджета, млрд руб. |
Комментарии |
---|---|---|
Субсидирование ипотечных ставок в рамках различных программ |
40,0 |
Оценка Банка России |
Предоставление беспроцентных кредитов на неотложные нужды и выплату зарплаты для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях |
6,1 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**. Указанная сумма, очевидно, предполагает лишь компенсацию ставок, поскольку соглашений по таким кредитам заключено уже на сумму не менее 102 млрд руб. (по данным Минэкономразвития***) |
Предоставление кредитов на зарплату по ставке 2% с возможностью списания при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г. для организаций наиболее пострадавших отраслей |
15,75 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**. Поскольку списание кредитов предусмотрено в 2021 г., то расходы 2020 г. – это исключительно субсидирование ставок по кредитам |
«Программа 3 по 1/3», при которой 2/3 стоимости процентных платежей по новым кредитам покрывают государство и банки |
1,5 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса под 8,5% |
23,7 – 27,6 |
Расчет произведен, исходя из данных Минэкономразвития*** о выдаче 789 млрд руб. в рамках программы |
Реализация программы кредитования по льготной ставке под потребности в оборотных средствах для системообразующих организаций |
24,0 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Поддержка организаций гостинично-туристской сферы посредством возмещения 50% платежей по процентам (включая отсрочку по выплате основного долга) |
6,7 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Субсидирование процентной ставки по кредитам организаций ЖКХ и предоставление при необходимости государственных гарантий |
1,8 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Реализация программ по субсидированию процентной ставки по кредитам застройщиков, в т. ч. на строительство объектов социальной инфраструктуры |
12,0 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Программа льготного кредитования покупки автомобилей отечественного производства |
23,0 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Субсидирование процентов по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств предприятиями легкой промышленности |
1,0 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Разработка и реализация мероприятий по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов |
0,148 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
Увеличение объемов льготного кредитования сельскохозяйственных производителей и предприятий пищевой промышленности |
4,0 |
Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»** |
*В таблицу включены преимущественно меры, которые приводятся в планах по преодолению последствий пандемии. Потенциальный объем субсидирования процентных ставок по кредитам должен быть выше с учетом мер, действовавших ранее, но не упоминаемых в антикризисных планах.
**Согласно «Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения» в версии от 22 сентября 2020 г.
***Согласно отчету «План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции по состоянию на 30.09.2020 г.»
Источники: расчеты ИКСИ на основе данных Банка России, Правительства, Минэкономразвития
обсуждение