При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В Госдуме создана рабочая группа, которая должна подготовить законодательную основу для страхования ответственноcти врачей и медицинских работников за причинение вреда в результате врачебной ошибки. Реформа займёт немало времени, однако её реализация позволит существенно сократить количество врачебных ошибок и создать новый, выверенный с правовой точки зрения рынок страхования ответственности врачей в России.
Как сообщил председатель думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, реформа должна изменить правовое положение врачей и медицинских работников, определить границы врачебной ошибки и указать, в каких случаях наступает ответственность медиков. В числе прочих мер предусматривается появление механизма страхования пациентов от врачебной ошибки.
В обиходе мы часто употребляем понятие «врачебная ошибка», однако в правовом понимании такого термина не существует, по крайней мере, в российском юридическом поле. И поэтому страхователи, страховщики, юристы, прокуроры и судьи под ним понимают самые разные вещи. Более того, стараются избегать самого термина «ошибка», вместо него употребляется такие категории, как несчастный случай, неудача в течении операции (её неуспех), непредвиденная и, соответственно, неожиданная реакция организма и прочие толкования. Однако это не значит, что такого явления, как врачебная ошибка, нет.
Количество уголовных дел, так или иначе связанных с претензиями к исполнению профессиональных обязанностей медицинскими работниками, исчисляется тысячами в год и с каждым годом увеличивается. Так, по данным Следственного комитета России только в прошлом году было возбуждено 2 тысячи уголовных дел, связанных с тем, что принято называть «врачебными ошибками». И это на 25% больше, чем годом ранее. Большинство возбуждённых уголовных дел связано с «ошибками», допущенными хирургами, акушерами-гинекологами, а также анестезиологами и реаниматологами. Как вы понимаете, мы намеренно взяли слово ошибка в кавычки.
Чтобы быть корректными, нужно пояснить, что депутаты предложили страховать ответственность самих медработников, а не клиник, поскольку это направление развито в России немного лучше. Так, доля медицинских учреждений, которые практикуют страхование своей ответственности, составляет 10% от общего количества для государственных клиник и не более 20% - для частных. Но и тут количество заключённых договоров исчисляется сотнями, что в масштабе нашей страны ничтожно.
Давайте представим возможный потенциальный масштаб этого рынка, обратившись к иностранному опыту. Согласно исследованию Университета Хопкинса в 2016 году, причина 10% летальных исходов в США связана с медицинскими ошибками. В масштабах такой страны, как США, это более 160 тысяч человек в год. Более того, учёные пришли к шокирующему выводу, что врачебные ошибки занимают третье место среди смертельных причин. Согласно статистике, в США и Великобритании за последнюю четверть века было зарегистрировано порядка 350 тысяч судебных претензий к врачам, в рамках этих исков выплачено свыше $40 млрд страховых возмещений. Другой пример: с момента, как вступил в силу Affordable Care Act в США (Закон о доступном здравоохранении, который подразумевает страхование врачебной ответственности) в 2010 году за четыре года случаев заболеваний сократилось на 17%, смертность сократилась на 87 тысячи человек. Экономический эквивалент реформы за эти годы эксперты оценивают почти в $20 млрд.
К сожалению, в России институт страхования ответственности за врачебные ошибки практически отсутствует. Ситуация осложняется тем, что у нас, в отличие от тех же Штатов, врач не считается субъектом права и у него нет лицензии. Соответственно, страховщики не спешат предлагать врачам полисы. В российском законодательстве понятие врачебной ошибки размыто, в то время как во многих странах европейских странах и в США у каждого врача есть свой регламент, где прописано, как он должен поступать и как не должен, а значит, есть чёткое определение понятия «врачебная ошибка».
Поправки в законодательство, легализация самого феномена врачебной ошибки может в корне изменить ситуацию, от чего выиграют все: клиники, врачи, пациенты, страховщики. Дмитрий Морозов считает, что основной путь решения проблемы - в развитии профессиональных врачебных ассоциаций, которые, в свою очередь, смогут создать внутри себя сильные юридические службы. Профессиональные ассоциации могли бы выполнять роль саморегулируемых организаций.
Эксперты полагают, что в случае принятия закона в пятилетней перспективе можно ожидать, что рынок страхования ответственности врачей вырастет более чем в 10 раз. Возможное появление нового инструмента для защиты граждан – это правильный шаг. Медицинские же учреждения получат дополнительный механизм для конкурентной борьбы.
обсуждение