При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
1 октября 2022 года истекает срок действия моратория на банкротства, эффект от которого политики и бизнес оценивают положительно, однако выступают категорически против продления данного режима. Ведь мораторий всё чаще стимулирует безответственное финансовое поведение должников.
Основные претензии к мораторию
Через 15 дней истекает срок действия моратория, который 1 апреля был объявлен для всех физических и юридических лиц на фоне жёстких санкций. С первого же апреля по всей стране приостановились исполнительные производства. Комитет по экономической политики Госдумы и Ассоциация российских банков пригласили экспертов и представителей бизнес-ассоциаций обсудить необходимость продления моратория в рамках круглого стола «Мораторий на банкротство. Продлевать нельзя отменять», который состоялся 15 сентября 2022 года на площадке РИА Новости.
– Цель нашей сегодняшней встречи – проставить акценты в этом непростом антикризисном решении. В чём состоит эффект моратория? Насколько оправдана безадресная, неточечная помощь бизнесу и гражданам? – обратился к гостям круглого стола Станислав Наумов, заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы.
Эксперты в один голос считают эффект от моратория положительным, но критикуют за безадресность и за остановку исполнительного производства.
– На момент принятия это была своевременная и актуальная мера, – заявила Екатерина Авдеева, член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, говоря об безадресности.
По её словам, благодаря мораторию у предпринимателей появилось дополнительное время, необходимое для того, чтобы сориентироваться в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, когда удар неминуем – когда рушатся логистические цепочки, которые влияют на их платёжеспособность.
– К сожалению, возможностью не платить воспользовались и те, кто платить мог. Должники оказались в более привилегированном положении, чем кредиторы, – добавила Авдеева.
«Возможностью не платить воспользовались те, кто платить мог. А должники оказались в более привилегированном положении, чем кредиторы», – Екатерина Авдеева, «Деловая Россия»
Что же касается приостановки процедуры реализации имущества, то это в определённой нарушило движение финансовых потоков, что в долгосрочном плане негативно скажется на экономике в целом.
«Мера, недостойная нашего рынка»
Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка, называет безадресный мораторий мерой «недостойной нашего финансового рынка»:
– Неужели мы за последние 30 лет так и не научились находить и адресно локализовать проблемы? Это хорошо, что ещё не обанкротились сами кредиторы! – эмоционально, но точно сформулировал он уже вполне себе «адресные» замечания.
Емелин с удовлетворением отметил, что в профильных министерствах согласны с тем, что продлевать мораторий в том виде, в каком он сейчас есть, нельзя.
Говоря о статистике моратория, эксперт предупредил:
– Эффект влияния моратория на кредиторов ещё только предстоит оценить, как и эффект от приостановки исполнительных производств. Но боюсь, что цифры будут крайне прискорбными.
Бум банкротств на подходе?
В «Деловой России» ожидают роста числа заявлений от кредиторов о намерении обратиться в суды для инициирования дел о несостоятельности контрагентов – после 1 октября 2022 года.
– Вполне возможно спрогнозировать увеличение количества заявлений до двух раз, однако оно не будет носить взрывного, критического характера. Хочется верить, что люди научились договариваться и использовали этот период для того, чтобы восстановить свою платёжеспособность, – надеется Екатерина Авдеева.
«Население просто перестало платить коммуналку»
За отмену моратория выступает Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения.
– Мораторий на начисление пени привёл к тому, что наше население просто перестало платить. Так люди восприняли мораторий, – рассказала Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
Довлатова призвала к персональной ответственности тех, кто принимал решение о моратории этой весной:
– В чьих интересах был введён мораторий? Я не слышала ни об одной компании, которая бы получила от этого чудо-решения выгоду. Зато решение усугубило и без того неважные финансы сегмента ЖКХ. На 20% выросла дебиторка по отрасли.
«Я не слышала ни об одной компании, которая бы получила выгоду от моратория. Зато на 20% выросла дебиторка по отрасли ЖКХ», Елена Довлатова, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения
В Ассоциации также призвали – если и продлевать мораторий – то только точечно.
Ритейл просит продлить мораторий
Между тем, в другой Ассоциации – Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) горячо выступают за продление моратория.
Никита Чулочников, президент АКОН, объясняет позицию ростом долгов жильцов по коммунальным услугам, иначе ситуация угрожает существованию самого института ТСЖ:
– Мы посчитали и предлагаем продлить мораторий тем предприятиям, у кого размер задолженности не превышает 50 млн рублей.
Ранее с просьбой о продлении моратория обратилась Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). В АКИТ входят Ozon, Wildberries, «М.Видео–Эльдорадо» и другие компании. В Ассоциации предупреждают, что без продления моратория начнётся вал банкротств, особенно в ритейле, который сильнее всего в нынешнем кризисе.
обсуждение