При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как считает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, само регулируемая организация должна получить полномочия по контролю, а если надо и наказанию своих членов.
Такое заявление он сделал на Финансовом конгрессе в Петербурге.
Эксперт отметил, что изменения правил страхования должны носить системный характер. Необходимо сотрудничество с законодателей, профсообщества и потребителей.
В качестве примера он привел прямое возмещение убытков (ПВУ) ОСАГО. Изначально надо было искать компанию, с которой договор ОСАГО у виновника ДТП, но потом в закон добавили одну строчку. Всего одну, что пострадавший может идти в страховую компанию, где уже он заключил договор, которая удобно, следовательно, именно ему. А как страховые компании между собой – не дело клиента.
В результате ОСАГО превратилось в подобие КАСКО. Человек уже рассуждает в стиле «Моя машина застрахована». Это благодаря стандартам, которые выработаны сообществом и которые не всегда заметны для потребителя.
Так же саморегулирование работает при разборе жалоб на коэффициент «бонус-малус» (КБМ).
В ходе неформального общения с журналистами на полях конгресса Евгений Уфимцев пояснил, что хотя выплаты со стороны страховых компаний растут, но происходит внутренняя оптимизация страховщиков. Снижение «костов» (затрат), внедрение IT технологий позволяет снижать премию.
Уфимцев прогнозирует, что это временная ситуация, продлится она где-то полгода. Такое бывает, практически ежегодно начинается в марте-апреле, потом рост. В этом году явление несколько запоздало.
Но запчасти растут в цене, значит, нет оснований прогнозировать снижение средней премии.
«Для добросовестных автовладельцев после пересчета КБМ. Если мы увидим дальнейший рост цены автозапчастей, то вполне возможно, на 5-7% можно увеличить среднюю выплату», – сказал президент РСА.
Среди проблем, которые постоянно на виду у профсообщества деятельность «автоюристов». Это не юристы, которые помогают автовладельцам отстаивать их законные права и интересы. Так между собой называют юристов, которые используя недостатки закона (а то и преступая его) занимаются потребительским шантажом.
В конце 2023 года финансовый омбудсмен увидел, что часть его решений оспаривается автоюристами. Например, уполномоченный наказал страховщика, это оспаривается в суде.
Евгений Уфимцев сообщил, что есть лазейки, например, подача документов в бумажном виде, когда удается получить выплаты даже от лица умерших людей. Потом страховая компания судится, выигрывает отмену таких выплат, но обратно денег не получает.
Наметилась тенденция, что решение уполномоченного не окончательное. Какой смысл делать что-то другое, пока его решения оспариваются, в отрасли не понимают. Оспаривать в суде – это право, его нужно оставить, но лишь когда есть претензии по формальной стороне дела, а не по существу. Путь решения – через омбудсмена или по суду должен быть один.
Говоря о том, как работает отрасль в текущих условиях, Евгений Уфимцев рассказал, что на волне санкций 1,5 года назад упало натуральное возмещение ущерба автомобилям. Раньше на этот способ приходилось 12%, потом рухнуло практически до 0%, сейчас поднялось до 5-7%, но полного восстановления не произошло.
Основная проблема, почему:– увеличение срока поставки запасных частей. О 7 дней ожидания запчастей речи нет, теперь СТО ждут 30 дней и то «может быть» детали придут. Иногда нужно 6 запчастей, 5 добыли, еще одну надо экспресс-доставкой. Но доставка довезет, а вот оплата не проходит.
Российский авторынок в рыночную эпоху подстроился под европейский. Где была сильная доля контроля и обеспечения дилеров запчастями. Китай работает по-другому. Появление большого числа китайских машин не равно появлению дилеров и запчастей. Там где у европейцев 2 млн деталей в листе, у китайских 20 тысяч.
Да, хорошо, пока машины новые, они нечасто попадают в ДТП. Человек бережет первый год новую машину.
Так же журналисты спросили по наказанию за отсутствие ОСАГО. Сейчас прорабатывается поправка в закон. Ее смысл – штрафовать ежедневно. Неважно, сколько камер видеонаблюдения проедет человек в сутки.
обсуждение