При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На 9-й международной конференции «Портфельные инвестиции для частных лиц», организованной Национальной ассоциацией специалистов финансового планирования, участники услышали о либерализации доступа инвесторов к рынку из «первых уст», о грядущем в стране эксперименте с исламским банкингом, узнали тонкости формирования «вседорожного» инвестиционного портфеля, а также об эффективных дивидендных стратегиях на 2024 год.
Квалом стать будет легче
Елена Ненахова, заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказала участникам конференции, что регулятор запустил новый этап совершенствования регулирования:
– Если ранее такой критерий, как образование – для признания инвестора квалифицированным – ограничивался небольшим кругом вузов, то теперь список вузов будет существенно расширен. Это будут многие экономические вузы, которые будут отвечать нужным критериям, которые мы сейчас разрабатываем.
Более того, образование не обязательно должно быть экономическим:
– Например, юридического образования будет достаточно.
Сейчас признаются только международные аттестаты (сертификаты), а будут добавлены также и российские.
– Мы сейчас обсуждаем с профессиональным сообществом какие это будут сертификаты. А, кроме того, мы сейчас обсуждаем возможность прохождения отдельного экзамена, – добавила Елена Ненахова.
Что касается самого спорного критерия – размера имущественного ценза – то Ненахова сообщила, что достигнута договоренность о поэтапном увеличении данного ценза.
Напомним, что изначально в ЦБ планировали повысить критерий с 6 млн рублей до 30 млн рублей.
Кроме того, регулятор намерен повысить «порог последнего слова». Если инвестор не прошёл тестирование на доступ к тому или иному сложному инвестиционному инструменту, то у брокера есть право предоставить ему «последнее слово» – дать возможность купить актив не более, чем на 100 тысяч рублей. Порог хотят поднять до 300 тысяч рублей.
Ненахова также рассказала о том, что статус квалифицированного инвестора должен иметь «срок годности»: если сделки не заключаются в течение пяти лет, статус квала должен быть защищён заново.
– Также мы хотим установить определенное время для прохождение теста. а также интервалы между попытками. Обсуждаем пока с участниками – только направили такое предложение. Это делается для того, чтобы избежать прохождение тестирование путем перебора вариантов.
Наконец, обсуждается либерализация требования к покупке неквалифицированным инвесторам облигаций с рейтингом ААА.
Исламский банкинг – эксперимент
Эльман Мехтиев, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, рассказал о законопроекте, который разрешит в России исламский банкинг.
– Или партнёрское финансирование, как указано в документе, – уточнил эксперт.
Законопроект о новом правовом режиме был внесён в Государственную дума в 2022 году, но дискуссии ведутся со времен кризиса 2008 года.
– Тогда представители Русской православной церкви, а не Совета муфтиев России, заговорили о необходимости создать систему, которая была бы устойчивой к кризису, который разразился из-за рискованных инвестиционных инструментов. Ведь кризис поразил тогда все страны, за исключением тех стран, где распространены исламские финансы, – напомнил Мехтиев.
Итак, законопроект, прошедший первое чтение, предусматривает создание экспериментального правового режима сроком один год для четырёх регионов: Дагестана, Татарстана, Чечни и Башкортостана.
В «исламских» договорах запрещено указывать ставку, но может присутствовать размер переменной платы за предоставление, например, рассрочки. Другой отличительной чертой исламского банкинга является запрет на определённые виды операций: с табаком, алкоголем, оружием, азартными играми.
– Предполагается, что будет создан экспертный совет, который будет вырабатывать меры по регулированию этого эксперимента, – добавил Мехтиев.
«Исламский банкинг станет привлекательным для инвесторов не ставкой, а стабильностью бизнеса», – Эльман Мехтиев.
Единственный камень преткновения, по которому не достигнута договорённость – это налоги.
– Есть опасения, что если отменить НДС, то может возникнуть канал, через который будут утекать большие деньги, – пояснил Эльман Мехтиев.
На вопрос, зачем нужен данный эксперимент и чем он будет отличаться от других финансовых режимов, Мехтиев ответил, что «стабильностью бизнеса»:
– Потому, что «ставка» по альтернативным проектам не будет так привлекательна. остаётся – стабильность, надёжность.
На вопрос, кто сможет участвовать в «исламских» проектах, эксперт ответил, что вероисповедание не играет роли.
– Иными словами, справка от имама не требуется, – пояснила Дарья Андрианова, заместитель генерального директора НАСПФ и сомодератор сессии.
– Риск меньше, как и доходность, – добавил Андрей Паранич, руководитель НАСФП и сомодератор сессии.
ИИС-3. Неотвратимая инновация
Андрей Паранич, руководитель НАСФП, рассказал о контуре проекта по замене с 2024 года ИИС-1 и ИИС-2 на ИИС-3.
– К настоящему времени в стране открыто порядка 5,5 млн индивидуальных инвестиционных счетов, многие из которых пустые. Объём активов на счетах – около 470 млрд рублей при том, что всего на брокерских счетах и доверительном управлении находится около 7 трлн рублей..
В настоящее время законопроект по созданию ИИС– внесён в Госдуму. Однако, для того, чтобы создать новый институт, необходимо внести поправки в несколько документов, в том числе в Налоговый кодекс.
– Предполагается, что инвестор сможет открыть до трёх счетов типа ИИС-3. При этом, первые ИИСы будут «короткими», открытыми на срок не более, чем на 5-ть лет. Но мы надеемся, что не более, чем на 3 года. Кроме того, вероятно, что законодатели предусмотрели ограничения – какие активы можно будет покупать на ИИС-3. Речь идёт об иностранных акциях, конечно же. Кроме того, обсуждается вопрос о возможности изъять часть средств из ИИС-3 при возникновении особой жизненной ситуации, – рассказал Паранич.
Таким образом, до конца 2023 года есть возможность открыть счета типа А или типа В. А вот уже с 2024 года можно будет открывать только ИИС – правда, есть возможность переводить средства с ИИС-1 и ИИС-2 в новый, третий счёт.
Константин Ильинский, начальник отдела управления активами на рынке акций «ТКБ Инвестмент Партнерс», рассказал о стратегии покупки еврооблигаций:
– Через Euroclear многие брокера предлагают активы. Это достаточно высокие риски заморозки, но и соответствующая доходность.
Ильинский надеется, что со временем на российский рынок придут капиталы из Востока и советует обратить внимание на историю с международными санкциями в отношении Южноафриканской республики.
«Вседорожный» портфель вместо «всепогодного»
Виктор Немихин, независимый инвестиционный советник, посвятил свою презентацию «всепогодному» и «вседорожному» портфелю.
– Классический портфель «60Х40» более не работает. Теперь корреляция между акциями и облигациями положительная. Иными словами, эти активы «идут» в одну сторону.
По словам Немихина, причина положительной корреляции в высокой инфляции – в 60-70-х годах наблюдалась похожая картина.
– С ноября 1965 года по март 1980 года портфель «60Х40» за вычетом инфляции давал инвесторам минус 4,3% ежегодно.
Эксперт представил сравнение «всепогодного» портфеля и базового индекса – Mutual fund от Vanguard (60Х40). «Всепогодный» же представлял собой распределённый по долям из индекса S&P-500, из 10-летних трежерис и из товарной группы активов.
– До 2000 годов эти портфели вели себя примерно одинаково, но потом стали расходится. И к настоящему времени «всепогодный» сильно отстаёт по доходности.
Из Беларуси – с любовью
Михаил Васильев, заместитель генерального директора компании «Айгенис», провёл презентацию своей компании и возможностей, которые предоставляют инвесторам замещающие облигации.
Айгенис – это ведущий в Беларуси: каждая третья сделка по облигациям и каждая вторая по акциям проходит через данного брокера.
По словам Васильева, тренд этого года – АДР и акции российских компаний, инкорпорированных за рубежом:
– Как в прошлом году была острой тема замещающих облигаций. Но и сегодня замещающие облигации – дико интересный инструмент.
Среди тенденций Васильев отметил ужесточение условий покупки резидентами России со стороны органов недружественных юрисдикций; дополнительные ограничения покупки со стороны внутреннего законодательства и регулирования; усложнение депозитарных расчётов по бумагам; изменения в дружественных юрисдикциях; формирование рынка «внешних» ценных бумаг внутри российской инфраструктуры; значительное увеличение объема замещённых бумаг, возрастание волатильности и увеличение рисков.
Васильев рассказал также, что нынешней осенью на рынке окажется очень большие объёмы замещающих облигаций.
Алексей Бачеров, инвестиционный стратег финансового брокера «Август», рассказал об эффекте иммунизации портфеля облигаций по дюрации.
Как говорится в словаре, иммунизация – это стратегия управления портфелем облигаций, когда убытки от снижения стоимости облигаций, возникшие в результате роста процентной ставки, хеджируются прибылями от реинвестирования процентных платежей в активы под возросшую ставку процента.
«В этом году я фиксировал прибыль перед отсечкой, а потом ждал коррекции, чтобы вновь зайти в подешевевшую бумагу» – Игорь Файнман.
Инвестиционную сессию конференции завершил инвестиционный советник Игорь Файнман «дивидендной» презентацией.
– Среди моих открытий этого года – Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть». Кроме того, приятно удивила компания «Белуга» – она двигается в клуб дивидендных аристократов. Кроме этого. удивили ЛСР и «Самолёт». Среди разочарований у инвестора: «Газпром».
– Как говорила моя бабушка: «Сильно много хотите». Потому, что в прошлом году «Газпром» платил дивиденды с доходностью в 24%. Отказался также платить дивиденды и «Сургутнефтегаз». Зато вероятность, что он выплатит их в следующем году, сильно выросла.
Игорь Файнман ожидает дальнейшей девальвации рубля – до 100-110 рублей за доллар.
– Защита от девальвации – акции экспортёров, золото и замещающие облигации.
Что же касается стратегии по дивидендам, то советник признался, что в этом году использовал следующую стратегию: фиксация прибыли перед отсечками, затем ожидания коррекции и вновь покупка бумаги.
Этот странный, странный цифровой рубль
Запуск цифрового рубля положит начало конца банковской системы, какой мы её знаем, и неизбежно уничтожит её в конце концов. Это была главная тема на «цифровой» сессии конференции «Портфельные инвестиции для частных лиц».
Вокруг цифрового рубля множество непонятного – не столько секретов, сколько отсутствие информации. Эту лакуну в Банке России не спешат заполнять, отдавая на откуп экспертов. Тем не менее, в ЦБ обещают, что цифровой рубль «покажут» народу уже в этом году.
– Что такое цифровой рубль? Это некий частный случай валюты. Регулятору очень понравилась идея криптовалюты. С точки зрения технологии, криптовалюта – штука интересная, а вот с точки зрения регулирования – безобразна. И тогда решили «одомашнить» криптовалюту, – вкратце рассказал суть цифрового рубля Виктор Достов, глава ассоциации «Электронные деньги».
В настоящее время в России, и не только в России, существует двухуровневая банковская система: государство эмитирует деньги, заливает их на корсчета банков, с клиентами общаются банки.
– А цифровой рубль будет устроен так: все счета клиентов будут находиться не в коммерческих банках, а на Неглинной 12. Или представьте по-другому: государство национализирует Сбербанк, а другие банки закроет. Технологически это несложно сделать – уже сегодня Сбербанк ведёт порядка 300-400 млн счетов, что больше, чем население страны, – привёл в пример Достов.
Странность идеи цифрового рубля заключается в том, что банки в этом случае лишаются части бизнеса, считает эксперт:
– Они теряют комиссии. Кроме того, совсем непонятно, как цифровой рубль будет конкурировать с другими государственными проектами – картой «Мир» или Системой быстрых платежей, к примеру.
Достов рассказал, что в ЦБ обещают, что по началу «не будут отнимать всё у банков» – счета граждан будут в ЦБ, а агентами останутся банки: сервер будет стоять, условно, на Неглинной 12, а приложение будет банковское, и чтобы открыть счёт, клиент будет приходить в банк. KYC будет банковским, кредиты-депозиты – банковские.
– Видно, что стараются, пилюлю пытаются смягчить. Но экономика – безжалостная сука, и если для государства это окажется экономически выгодным, то оно начнёт и дальше отнимать бизнес у банков, – уверен Достов.
Эксперт не сомневается, что мы идём к схеме одного банка. В России это может быть Сбербанк, в Китае – WeChat или Alipay. В Европе – MasterCard или Western Union.
– Рынок неизбежно и стремительно идёт к монополизации. Если мы будем её останавливать – придётся платить, потому что это потеря эффективности. Государство неизбежно станет одним единственным провайдером. К этому давно шло. А то, что мы видим – просто этапы на длинном пути.
«Возможностей ЦФА для инвестора больше, чем рисков. Этот актив более интересен, чем традиционные ценные бумаги», – Инна Банайтене.
Достов считает, что мировые центробанки – объявлено о 50-ти проектов по созданию цифровых валют – рассматривают цифровые валюты как зонтичные проекты, под которыми каждый регулятор решает свои проблемы.
Например, ЕЦБ давно бодается с международными платёжными системами, США – с валютами от соцсетей. Китай борется со своими платёжными феодалами – WeChat или Alipay.
Среди преимуществ для людей – надёжность, поскольку застрахованными будут не только 1,5 млн рублей, а вся сумма. Регулятор же получает возможность регулировать денежную массу – в режиме онлайн. И китайский ЦБ уже проводил подобный эксперимент.
– Цифровая валюта – это полная прослеживаемость. Среди возможностей – так называемые окрашенные деньги. Если раньше государство давало деньги на ребёнка, а родители шли в «Красное и Белое», то в цифровым рублём такого быть не может, – предупреждает эксперт.
Среди других проектов – окрашенные акции: акции для неквалов, и акции – для квалов. Можно красить госконтракты, красить деньги подростка.
– Ожидалось, что после Олимпиады Китай перейдёт на цифровой юань, но не вышло. И тогда все напряглись: что же такого увидел регулятор в новой технологии? Дания и Англия решили отложить пока проект.
Роман Прохоров, руководитель ассоциации «Финансовые инновации», поддержал коллегу в том, что контроль – это ключевая история в случае с цифровым рублём:
– Но тут есть нюанс. Эффективность многих проектов с цифровым рублём вызывает массу вопросов и проблем – до той поры, пока действуют наличные и безналичные. Соответственно логика в том, чтобы закрыть первые два режима валюты.
Есть ещё одно потенциальное применение цифровой валюты – решение проблемы с государственным долгом, считает Роман Прохоров.
Цифровое право – ценная бумага?
Так считает Олег Ушаков, основатель юридического бюро Sagrada Legal:
– А отличие цифрового права (ЦП) от ценной бумаги заключается в том, как реализуются эти права. Цифровые права реализуются без обращения к третьему лицу. Полное отсутствие посредничества, конечно, избежать невозможно, но вот концепция такая.
По словам юриста, ЦП существуют в информационных системах, операторы которых – в какой-то степени посредники – призваны создавать среду для поддержки ЦП.
– ЦП – некие записи в распределённом реестре, которые могут удостоверять права на: 1. На выполнении работ. 2. На результаты интеллектуальной деятельности. 3. На право требовать передачи товара.
Ушаков упомянул, что на днях РЖД выпустили цифровые финансовые активы.
Блокчейн-платформа «Мастерчейн» провела свой первый выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) на 15 млрд рублей. Выпуск стал крупнейшим на рынке с момента первой сделки в июне 2022 года. Эмитентом стала РЖД, а инвестором – «ВТБ факторинг». Выпуск сделан в виде одной необеспеченной ЦФА под 8,45% годовых на 180 дней – она выкуплена ВТБ в рамках лимита, установленного на дебитора.
– Более всего ЦФА похожи на облигации, да. Только сама процедура выпуска проще, меньше формальностей и, как следствие, дешевле. Однако, в ЦБ уже обратили внимание на потенциальный регуляторный арбитраж и пообещали что-то сделать с проблемой. Нет смысла приводить регулирование ЦФА к такому же формату, как регулирование рынка долга, например, – надеется Ушаков.
Инна Банайтене, руководитель «БИА Финанс», согласна с тем, что ЦФА – это долговые обязательства, которые могут быть эмитированы с низкими издержками в сравнении с аналогом:
– Возможностей больше, чем рисков – я подсчитала. Этот актив более интересен, чем традиционные ценные бумаги.
По оценке эксперта, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет от 30 до 35 трлн рублей. Даже с консервативной оценкой его проникновения в 3–5%, как нового инструмента, в среднесрочной перспективе объем рынка может составить 1–2 трлн рублей.
Среди возможностей ЦФА для инвестора эксперт выделяет:
- Рост доверия к новому рынку, за счёт того, что эмитенты ЦФА обеспечены не только активами бизнеса, но и активами своих клиентов.
- Снижение расходов для инвестора, в том числе расходы на хранение несёт эмитент.
- Рост количества эмитентов за счёт высокой скорости выпуска и размещения
- Простота и скорость покупки активов. Все сделки проходят онлайн, через блокчейн технологии, что даёт надёжность защиты данных о ЦФА.
- Легализация ЦФА открывает новые возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- Возможность дробления активов.
- Владельцы цифровых акций также будут иметь корпоративные права и смогут принимать участие в управлении обществом – голосовать по вопросам его хозяйственной деятельности.
- Высокая скорость приобретения и продажи.
- Передать ЦФА другому лицу можно самостоятельно, без посредников, дистанционно, что существенно упрощает их рынок вторичного оборота.
Москва.
обсуждение