При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Хорошо, что не друг другом.
Нижегородские бизнесмены встретились за бизнес-завтраком с представителями более 20 банков, работающих в Нижегородской области. Обсуждали взаимодействие, в частности, в рамках ФЗ №115.
Федеральный закон №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был принят еще в 2001 году. Но недавно вступили в силу поправки, мешающие бизнесу самого разного уровня. В частности, банк стали внимательнее присматриваться к операциям клиентов. И если финансисты не видят экономического смысла в транзакциях, клиентам отказывают в их проведении, а сами они попадают в «чёрный список».
Рецептом, как не стать «черносписочником», поделилась с присутствующими предпринимателями Ирина Алушкина, президент Саровбизнесбанка: «Причин попадания в стоп-лист несколько. Первая – кредитная организация отказала клиенту в проведении операции, которая (по мнению банка) является сомнительной. Вторая – банк в одностороннем порядке расторг с компанией договор о расчетном обслуживании (при наличии двух и более в течение года отказов в проведении операций). Третья – банк изначально отказал клиенту в заключении договора банковского счета, посчитав, что данный счет будет использоваться клиентом с целью проведения сомнительных операций. Банки сообщают клиентам об отказах и, как правило, озвучивают причину». И, чтобы не стать фигурантом списка, Алушкина рекомендует воздержаться от операций, конечной целью которых является уход от налогообложения, обналичивание или вывод денежных средств за рубеж. А если банк просит предоставить пояснения или дополнительные документы, лучше пойти навстречу и выстроить конструктивные отношения – вам же лучше будет.
Но есть и другие проблемы взаимоотношения банков и бизнесменов. Например, бизнес-консультант Лазарь Циферблат отмечает, что у малого и микробизнеса есть проблемы уже на старте, с выбором банка для РКО, инкассации и новых касс и недоступгности кредитных ресурсов для ИП. Не снижается острота проблемы качества обслуживания в банках и скорости доступа хозяйствующих субъектов к своим счетам.
Позицию поддержал генеральный директор компании ООО «Сега-строй» Александр Сиюков, отметивший, что банки обещают открытие счёта за час, но реалии другие: « И мне иногда банки отказывают в открытии РКО, ссылаясь на некий чек-лист, который у них есть. В принципе, моя миллиардная компания под этот чек-лист не всегда подходит. При этом обычно о причинах отказа не говорят, и это на самом деле проблема». Видение проблемы со стороны банков осветил Роман Сурчилов, директор по продажам малому бизнесу в нижегородской территориальной дирекции банка «Уралсиб»». По его словам, при отказе в открытии счёта необходимо вместе с банком разобраться в истинных причинах ситуации. Основной принцип банка, говорит Сурчилов, - убедиться, реальная ли компания и счёт будет использоваться для ведения деятельности. Негативная информация из открытых источников о деятельности организации, исполнительных органов или руководства, тоже способна вызвать отказ. Более того, выполняя рекомендации Банка России по проверке клиентов, банки перестраховываются и отказ может вызвать даже место расположения предприятия – например, если выясняется, что клиент не ведёт деятельность по заявленному юридическому адресу. Роман Сурчилов рекомендует бизнесу тщательнее готовить документы, предоставляемые в банк.
Отдельной темой взаимных упрёков стала тема гарантий под выполнение гособоронзаказа. Обсудили и взаимные коммуникативные проблемы. В частности, есть возможность прийти к консенсусу, но обе стороны предпочитают сразу обращаться в суд.
Впрочем, банки тоже не катаются как сыр в масле. В частности, Николай Русов, директор нижегородского регионального центра филиала «Поволжский» Глобэксбанка считает, что банки еще не совсем вошли в колею, не смотря на то, что из кризиса российская экономика оправилась от кризиса еще в 2016 году: «Сальдированная прибыль российский банков за 9 месяцев 2017 года составила 675 млрд рублей. При этом большая часть пришлась на Сбербанк. Получается, что остальные банки работают практически «в ноль». Правда, следует учесть, что особенностью 2017 года являются значительные убытки от санирования крупных банков. Добавлю, что из примерно 600 банков 200 «верхних» держат около 90% активов. Возникает вопрос, а кого обслуживают остальные 400? Или это, условно говоря, трехкомнатные квартиры, которые названы банками? Вопрос монополизации имеет другой статус. Монополизация может быть и при тысяче банков, и при 50. Если основные услуги оказывают два банка, не важно, сколько у вас есть еще – 20 или 300. Для того, чтобы обслужить потребности предприятий и населения, мне кажется, 200-300 банков – это более, чем достаточно». В скобках заметим, что в ходе недавнего визита в Нижний Новгород директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-Банка Леонид Игнат заявил, что для обслуживания российской экономики довольно 300 банков.
P.S. Портал BankNN опросил компании малого и среднего бизнеса, являющиеся членом Торгово-промышленной палаты Нижегородской области (сюда входит порядка 90% предприятий и организаций) и пришёл к выводу: нижегородские предприниматели недовольны банками, но менять ничего не готовы. Восемь баллов из 10 присудили своим банкам 30,8% предпринимателей. 15,4% бизнесменов присудили своим банкам 5 баллов из 10. Твердую единицу из 10 своему банку поставили только 3,8% бизнесменов. Больше всего нижегородские предприниматели недовольны низкой оперативностью и гибкостью при принятии банком решений (55,6%). Еще 48,1% в качестве значительного минуса отметили сложности, которые возникают в процессе получения услуг. 33% предпринимателей недовольны отношением банковского персонала, столько же бизнесменов не устраивает территориальное расположение офиса банка. На неудобный сервис удаленного обслуживания пожаловались 22,2% предпринимателей.
Большинство (63%) выбирает банк в зависимости от представлений о его надежности. На стоимость продуктовой линейки в первую очередь обращает внимание 18,5% предпринимателей. Остальные выбирают банк, основываясь на высоком уровне обслуживания (14,8%). Тех, кто выбрал бы банк из-за близкого знакомства с сотрудниками банка или менеджментом среди опрошенных не нашлось.
Что касается сложности в открытии расчетных счетов. Как оказалось, лишь небольшая доля нижегородских предпринимателей столкнулись со сложностями в этом вопросе – 14,8% опрошенных признали, что им пришлось обойти несколько банков. 81,5% при открытии РКО никаких проблем не увидели.
Поправки в законодательство, касательно ФЗ-115 обострили некоторые вопросы в отношениях бизнеса и банков. 48,1% нижегородских предпринимателей, участвующих в опросе, признались, что из-за поправок сотрудничать с банками стало сложнее. При этом 40,7% отметили, что теперь им приходится собирать больше документов, чтобы иметь возможность оперировать своими счетами. А 7,4% предпринимателей заявили, что банки заблокировали их счета со ссылкой на ФЗ-115. При этом 51,9% опрошенных никаких сложностей из-за ФЗ-115 пока что не увидели.
Несмотря на все неудобства, 44% предпринимателей не готовы сменить банк. Угроза лишения банка лицензии заставит сменит его треть (36%) опрошенных предпринимателей.
Нижний Новгород.
обсуждение