При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российскую экономику тормозит спад кредитования населения и предприятий из-за аномально высокой процентной ставки Центробанка, уверяют независимые эксперты. Но в ЦБ отвергают подобные упреки. Там уверены, что в спаде кредитования виноваты сами заемщики и непростая ситуация в экономике. «Темпы кредитования экономики адекватны общей экономической динамике», – утверждает глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Ключевую ставку ЦБ может снизить уже через три недели на очередном заседании совета директоров.
Номинальные кредиты населения не растут 2,5 года, заявил сегодня партнер Matrix Capital Евгений Гавриленков на экономической конференции в Белокурихе. «Кредиты населению заморозились, а в реальном выражении потребительские кредиты сжались на 20%. Объем номинальных кредитов предприятиям вырос на 10%, в реальном выражении это тоже спад кредитования», – сказал Гавриленков.
По его словам, в 2016 году доля потребкредитов составила 12% ВВП, и «это ничто по сравнению с другими странами». Отрицательно на их росте сказываются «аномально высокие ставки». «В этом смысле ЦБ ведет себя излишне консервативно, на мой взгляд», – считает эксперт. Он отметил, что ЦБ удерживает высокой и ставку рефинансирования, а это снижает спрос на рефинансирование «почти до нуля».
«Рефинансирование замещается дешевыми деньгами из бюджета, которые поступают за счет Резервного фонда. Но что будет, когда бюджет сбалансируется? Это будет новый шок», – предсказывает Гавриленков.
Однако чиновники Центробанка не признают своего вклада в спад кредитования. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина утверждает, что «темпы кредитования экономики адекватны общей экономической динамике».
Между тем некоторые эксперты уверены, что к падению кредитования приложил руку именно Центробанк.
«Проблемы спада потребительского кредитования заключаются именно в высокой ставке ЦБ, причем не только напрямую, но и опосредованно. При ставке рефинансирования в 10% кредиты для бизнеса, не имеющего права рассчитывать на субсидии, начинаются от 11%. Столь высокая стоимость финансирования заставляет компании не занимать деньги, а экономить их. В ход идет максимальное сокращение издержек, в том числе за счет урезания фонда зарплат. В свою очередь, снижение зарплат приводит к снижению доходов населения и, следовательно, к сокращению объемов потребления. Ведь, по сути, граждане сейчас менее охотно берут кредиты не только потому, что ставка слишком высока. Основная причина заключается в том, что из-за проблем на рынке труда у населения нет уверенности в завтрашнем дне. Из каких источников выплачивать кредит в случае внезапного увольнения или сокращения»? – рассуждает главный аналитик компании «Международный финансовый центр (МФЦ)» Станислав Солдатов. По его словам, снижение ставки ЦБ стало бы неплохим подспорьем в стимулировании ВВП через рост объемов потребления. «Однако в данный момент наш регулятор фокусируется на борьбе с инфляцией, и снижения ставки в ближайших планах ЦБ нет. Это значит, что проблема со спадом кредитования никуда не денется», – говорит эксперт.
«Для спада кредитования есть несколько причин. Первой из них выступила сложная экономическая ситуация, которая привела к тому, что компании сворачивали инвестпроекты, а значит, им не требовались дополнительные денежные средства, а физлица негативно оценивали свои возможности по обслуживанию кредитов, что снизило спрос на заемные средства», – соглашается аналитик компании «Финам» Богдан Зварич.
«Высокая процентная ставка по кредитам – важный фактор, сдерживающий потребительскую активность. Качество заемщиков также определяется по критериям Центробанка. Так что основные причины сдержанного спроса на кредиты – это денежно-кредитная политика Банка России», – считает ведущий аналитик компании TeleTrade Александр Егоров.
«Кредитование физлиц становится все менее прибыльным. Уровень просрочки – около 9,3% в январе, и в течение года эта цифра существенно не упадет. По потребкредитам средняя ставка около 18%, что все еще высоко с учетом упавшей инфляции и отсутствия роста доходов населения. Чистая рентабельность таких кредитов с учетом просрочки у банков порой ниже, чем доходность безрисковых ОФЗ (облигаций федерального займа)», – отмечает начальник управления «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
«Отрицательная динамика потребительского кредитования – это результат достаточно взвешенной денежно-кредитной политики», – считает управляющий Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка Елена Веревочкина.
«Некорректно ставить вопрос – кто виноват в спаде кредитования. ЦБ в данном случае оказался заложником ситуации, когда после потребительского бума пришло время расплаты и появления огромного объема «токсичных кредитов». К сожалению, ситуация в 2017 году не улучшилась, объем просрочки растет, что влечет за собой рост рисков. Рост кредитования в 2017 году возможен, но он скорее будет носить номинальный характер – на наш взгляд, рост может составить от 0,5% до 1,5%», – говорит зампред правления Локо Банка Андрей Люшин.
«Конкретных виновных тут нет. Проблема в том, что рынок последние два года существует в режиме стресса и постоянного ожидания новой зачистки банковской отрасли», – уверен гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
обсуждение