При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Большинство акционерных обществ выбирают держателя реестра один раз и предпочитают не менять его. При этом чаще всего они пользуются услугами в рамках основной деятельности регистратора (ведение реестра акционеров) и заинтересованы в использовании онлайн-сервисов своего регистратора. Такие результаты получили аналитики НАФИ по итогам опроса представителей компаний, которые являются клиентами регистраторов.
“Ъ” ознакомился с результатами опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). В исследовании принимали участие 30 топ-менеджеров (лиц, принимающих финансовые решения) компаний, являющихся клиентами регистраторов, а также восемь экспертов, «хорошо знающих рынок регистраторских услуг». Анкетирование проводилось в свободной форме, предполагающей развернутый ответ.
По результатам опроса, 73% опрошенных заявили, что их компания не меняла держателя реестра. Для остальных основными поводами для смены реестродержателя были нарушение исполнения обязательств по договору и высокая стоимость услуг. «Цена не является наиболее распространенным поводом для смены регистратора. Это может быть верно для небольших региональных игроков, но не для лидеров отрасли, которые, как правило, держат цены по рынку»,— указывает гендиректор АО «Реестр» Юрий Тарановский. По его словам, чаще на принятие такого решения влияет желание группы близких друг к другу эмитентов объединить свои активы вокруг единого учетного центра.
«Нередко эмитент уходит к другому регистратору после смены компанией собственника. Еще одна причина — получение кредита от банка. Часто в качестве одного из условий кредитования банки указывают переход на обслуживание в кэптивный регистратор, и общества соглашаются»,— отмечает глава совета директоров «Нового регистратора» Игорь Поляков.
Господин Тарановский отмечает, что в регионах наблюдается крайне высокая лояльность к реестродержателю. Это, как правило, обусловлено историческими причинами: реестры передавались регистратору более 20 лет назад, между менеджментом регистратора и акционерного общества налажены близкие доверительные отношения. Среди других причин смены реестродержателя респонденты назвали устаревшие технологии ведения реестров, непрофессионализм сотрудников компании-регистратора, а также утрату акций или связанные с этим риски.
Большая часть акционерных обществ сотрудничает с регистраторскими компаниями по основному направлению их деятельности — ведению реестра акционеров. Об этом заявили 93% опрошенных. Кроме того, популярностью пользуются услуги информационно-справочного характера (67%), рассылки материалов (53%), а также организация и проведение собраний акционеров (47%). При этом значительная доля респондентов (74%) указала, что в той или иной степени использует онлайн-сервисы регистраторов. В их числе — электронный документооборот при подготовке собрания или передаче акций, мониторинг лицевого счета, информирование о событиях эмитента. Голосование в электронном виде с помощью депозитария использовали лишь 27% опрошенных, личное голосование на сайте — 17%. Причем этот вид участия в собрании считают наиболее удобным 25% представителей акционерных обществ, принявших участие в опросе.
«Качество и количество онлайн-опций у лидеров отрасли сегодня мало чем уступают решениям технологичных компаний и позволяют значительно улучшить качество клиентского сервиса»,— указывает бенефициар группы компаний НРК-Р.О.С.Т. Олег Жизненко. По словам руководителя направления финансовых исследований Аналитического центра НАФИ Юрия Войнилова, диджитализация деятельности крупными игроками способствует развитию регистраторского рынка. Вместе с тем, добавляет он, объем рынка неминуемо сужается, и цифровизация становится необходимой частью успешной конкурентной борьбы.
обсуждение