При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Депутаты решили защитить добросовестных вкладчиков, забирающих свои средства накануне отзыва лицензии из банков, от возможных исков со стороны Агентства по страхованию вкладов (АСВ). АСВ видит в данных сделках признаки необычных и оспаривает их, требуя вернуть вклады в конкурсную массу. Законодатели готовят поправки, которые четко определят очередность получения средств при наличии в банке неисполненных платежей (картотеки), в том числе из кассы. Эксперты уверены, что помимо поправок необходим строгий контроль со стороны регулятора за соблюдением очередности.
Депутаты комитета Госдумы по финансовому рынку совместно с Банком России, АСВ и Минфином готовят проект закона, который защитит вкладчиков банков от претензий со стороны АСВ, рассказал глава комитета Анатолий Аксаков. По его словам, причиной для подготовки проекта является массовое оспаривание АСВ снятия денег вкладчиками банков накануне отзыва лицензии. При этом признаком необычной сделки, подлежащей оспариванию, в глазах АСВ является наличие картотеки в банке, вне зависимости от добросовестности вкладчика.
Как ранее отмечал глава АСВ Юрий Исаев, агентство оспаривает лишь сделки, выходящие за понимание стандартной банковской операции, а также подозрительные сделки. Однако в последнее время число таких споров резко возросло. Только в Татарстане было подано порядка 500 подобных исков к вкладчикам. При этом в АСВ не против внесения изменений, которые установят ясность в данном резонансном вопросе. По словам директора экспертно-аналитического департамента АСВ Юлии Медведевой, «необходимо решить, запретить ли оспаривать такие операции совсем, что, возможно, повлечет риск, что в предбанкротный период будут удовлетворяться исключительно випы, или ограничить сумму оспариваемых операций физических лиц». По статистике АСВ, в 160 из 195 кредитных организаций, признанных банкротами в 2015–2017 годах, АСВ выявило сделки с предпочтением, при этом в 128 банках они были совершены в интересах физлиц.
Как пояснил “Ъ” Анатолий Аксаков, идея проекта — отделить добросовестных вкладчиков банков от связанных с кредитной организацией лиц, обладающих инсайдерской информацией о деятельности банка. «Когда нет картотеки, то и исков к вкладчикам у АСВ быть не должно,— отметил Анатолий Аксаков.— Когда же введена картотека, то тут банкам необходимо четко фиксировать очередность обращения за деньгами и выдавать средства строго в соответствии с этой очередностью». То есть имеющие место сейчас ситуации, когда в банке уже картотека, но при этом в кассе есть деньги и вклад выдается из этих средств, что вызывает в дальнейшем претензии АСВ, будут исключены, пояснил он. Кроме того, в рамках проекта предполагается зафиксировать, что необходимо устанавливать, мог ли иметь человек доступ к инсайдерской информации.
Пока, по словам господина Аксакова, варианты реализации обсуждаются, в законопроект инициатива может вылиться к апрелю-маю. Собеседники “Ъ” в ЦБ и АСВ подтвердили свое участие в работе, однако в связи с отсутствием даже текста документа от детальных комментариев пока отказались. Официально в ЦБ и Минфине на запрос “Ъ” не ответили. «АСВ действует в соответствии с законодательством, учитывая критерии сомнительности сделок,— сообщили в пресс-службе.— Если законодатель изменит эти критерии для того, чтобы максимально учесть интересы всех сторон, АСВ будет им неукоснительно следовать».
Эксперты уверены, что для решения проблемы одних поправок мало, необходим строгий контроль ЦБ. «Нужен жесткий контроль регулятора, чтобы у банка не было возможности подтасовать очередность обращений за деньгами и выплаты средств,— говорит управляющий партнер "Ренессанс-Lex" Георгий Хурошвили.— Иначе нельзя исключить подделку недобросовестными игроками реестра обращений». По словам главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, правильным шагом было бы также введение личной финансовой ответственности сотрудников банков, которые выдали вклад с нарушением очередности.
обсуждение