При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) хочет ускорить процесс ликвидации банков и повысить его эффективность, отказавшись от согласования с кредиторами всех процедур реализации имущества и изменив формат торгов, заявил глава АСВ Юрий Исаев на научно-практической конференции "Правовое регулирование финансового рынка: традиции и новации".
"Сделать это (повысить эффективность ликвидации банков - прим. ИФ) можно только в одном случае - если мы сумеем арестовывать активы и имущество на ранних стадиях и миновать зачастую сложную подставную, трастовую структуру", - указал глава АСВ.
"Мы должны иметь возможность, когда входим в банк, который находится в процедуре ликвидации, закрыть периметр (активов) сразу. Имущество, которое мы видим, не всегда можем арестовать, потому что у нас нет пока на это юридических оснований. И второй момент - мы проигрываем по срокам. Эти два момента ограничивают нас в эффективности взыскания", - сказал Исаев.
Сейчас АСВ вместе с ЦБ обсуждают изменение законодательства, чтобы сделать процедуру ликвидации лопнувших банков более эффективной.
В частности, АСВ хочет предусмотреть в законодательстве возможность предоставления суду контргарантии по искам, связанным с арестом активов банков. Такую процедуру задействовал Высокий суд Лондона в рамках тяжбы АСВ с основателем Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Суд потребовал от АСВ внести гарантийный взнос: если бы госкорпорация проиграла процесс, то ее обязали бы выплатить эту сумму в пользу Пугачева.
"Надо дать возможность государству в лице АСВ заявлять свои требования в суде по аресту активов, выдавая контргарантию. Если мы эти суды впоследствии проиграем, то обязаны будем компенсировать упущенную выгоду лицам, против которых был подан иск от лица АСВ. Мне кажется, это балансирующий компромиссный вариант мог бы быть реализован здесь, в России", - заявил глава госкорпорации.
Он констатировал, что судебные тяжбы в Лондоне идут гораздо быстрее и эффективнее, чем подобные процессы в российской юрисдикции.
Что еще предлагает АСВ
Глава АСВ предупредил, что процент удовлетворения требований кредиторов (средний процент удовлетворения в настоящее время составляет около 40%) будет постепенно снижаться, потому что те банки, которые АСВ получает сейчас на ликвидацию, больше по объёму и объективно хуже по качеству активов.
По словам Ю.Исаева, процесс вхождения АСВ в процедуру ликвидации занимает длительный период времени. Когда у банка отзывается лицензия, туда входит временная администрация ЦБ, и только через 2-3 месяца кредитная организация переходит под контроль АСВ. Ликвидатору требуется большое количество времени для инвентаризации активов, формирования комитета кредиторов, согласования с ним условий ликвидации имущества. Сам процесс реализации активов начинается спустя 2-2,5 года, указал Исаев.
"Безусловно, за такие сроки банковское имущество (я не имею в виду стулья и автомобили, прежде всего, это кредиты и займы) окончательно испортилось. Поэтому здесь мы обязаны этот срок сократить", - сказал глава АСВ.
"Мы полагаем, что можно было бы отказаться от необходимости согласования всех процедур с комитетом кредиторов", - заявил он, добавив, что это позволит АСВ быстрее выставлять активы на торги по более высокой цене и увеличивать конкурсную массу.
Другая новация, которую обсуждает АСВ, - проводить торги в формате голландского аукциона, что позволит сократить сроки реализации активов. "Мы хотим выставлять на торги имущество по высокой стоимости, затем начинаем быстро торговать вниз. Как только появляется одна заявка, мы хотим эти торги приостанавливать и идти по цене вверх", - заявил Исаев.
"В целом мы полагаем, что это позволит сократить процедуру ликвидации банка от 4 лет, которые есть сейчас, до 1 года - максимум 1,5 года", - добавил он.
обсуждение