При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Относительное благополучие в макроэкономической сфере имеет свой срок. В очередном докладе о денежно-кредитной политике ЦБ улучшил прогнозы будущего роста — в большинстве сценариев своих целей в экономике Банк России достигнет уже в этом году. Но далее только цены на нефть определят, за два или три года будет исчерпан потенциал увеличения ВВП за счет достигнутого равновесия. ЦБ предпочитает недорогую нефть — дорогая, по его логике, просто сократит срок, за который экономика упрется в потолок роста,— и видит в возможном двухлетнем кредитном буме на дорожающей нефти больше минусов, чем плюсов.
Изменения в расчетах сценариев денежно-кредитной политики (ДКП), опубликованные ЦБ в пятницу, зафиксировали более определенный взгляд на настоящее и будущее экономического роста в России. В расчеты ЦБ внесены события первого квартала 2017 года: мягкая реакция рынков на первые действия нового президента США Дональда Трампа; стабилизация цен на нефть не ниже $50 за баррель; февральские покупки Минфином валюты на открытом рынке и пересчет Росстатом показателей промышленного роста и ВВП за 2015-2016 годы. Авторы доклада, по сути, разделяют идею о том, что быстрое улучшение условий торговли (в данном случае цен на нефть) для России никак специально не привлекательно — оно лишь сократит сроки восстановления экономики, в ходе которых она упрется в потолок структурных ограничений.
ЦБ вслед за Росстатом признал осенний тезис Минэкономики о более раннем, чем ожидалось, прекращении рецессии и спада в промышленности (во втором, а не в третьем квартале 2016 года) — однако подтвердил и то, что оживление спроса в третьем квартале, вызвавшее в том числе рост потребкредитования, исчерпало себя к концу года.
Подтверждается и существенный рост номинальных прибылей по итогам 2016 года, и снижение доли убыточных организаций. При этом аналитики ЦБ констатируют продолжение снижения потребления домохозяйств — по итогам первого квартала 2017 года оно составит 1-2%: судя по всему, склонность населения к сбережениям останется относительно высокой в течение всего года. Промышленность верит в светлое будущее 2017 года гораздо больше: из расчетов ЦБ следует довольно сильный прирост запасов как в производстве, так и в торговле (на 14% и 8% соответственно) — схожий пик прироста запасов с большей величиной наблюдался в 2012 году. Оживление, напомним, в первую очередь было связано с ростом нефтяных цен, сокращающим дефицит бюджета.
Тем не менее базовый сценарий, предложенный ЦБ, предполагает сохранение умеренно высоких цен на нефть — среднегодовые $50 за баррель закладываются в нем лишь на 2017 год, в 2018-2019 годах они снижаются до $40 за баррель. Возможные причины — продолжение сланцевой революции в США и отказ от ценовых соглашений ОПЕК с не входящими в картель странами (в том числе РФ) с лета 2017 года. Рисковый сценарий — это падение цен на нефть до $25 за баррель, условно оптимистичный — рост нефти до $60 за баррель к 2019 году.
В базовом сценарии ЦБ описывает картину восстановления экономики, радостную лишь на поверхностный взгляд. В 2017 году ВВП вырастет на 1-1,5%, на ту же цифру увеличится конечное потребление, на 5-6% вырастет валовое накопление. Рост денежной массы (параметр, в целом контролируемый ЦБ) сохранится в темпах 2016 года. В дальнейшем в этом сценарии квартальные темпы роста ВВП могут снижаться, однако на 2018-2018 годы рост все равно составит 1-2%: адаптивность экономики РФ к нефтяным ценам выросла. При этом ожидается, что отток капитала стабилизируется на уровне $12-13 млрд в год, а сальдо счета текущих операций после резкого роста в 2017 году ($30 млрд) затем снижается до $8-9 млрд в год: Банк России увеличит оценку будущего темпа роста импорта примерно до 8% в год. Характерно, однако, что каких-либо открыто позитивных сторон сценария с ростом цен на нефть ЦБ не отмечает (точные расчеты для него доклад о ДКП не приводит). Экономический рост в 2017-2018 годах будет в этом случае выше, чем в базовом сценарии, но в 2019 году, несмотря на дорогую нефть, он вновь замедлится — из-за структурных ограничений. Неотъемлемая часть такого сценария — увеличение объемов оттока капитала из РФ: рост сальдо текущего счета будет стимулировать приобретение иностранных активов.
Отметим, предположения ЦБ о том, что небольшой рост цен на нефть ничего принципиально нового экономике не даст, видимо, имеют под собой и стратегические обоснования. Адаптация экономики к реально положительным ставкам по сбережениям и к новой модели поведения домохозяйств и инвесторов — процесс, который ЦБ предпочел бы проводить в более или менее спокойных условиях, вне возможного кредитного бума и на умеренном экономическом росте. В частности, в этой конструкции есть время на селекцию долгосрочных устойчивых корпоративных стратегий в экономике. Двухлетний "мини-бум" (в масштабах мировой экономики, которая предполагает расти на 2-3% в год, он все равно будет отставанием), совпадет к тому же с окончанием выборного цикла и с обсуждением возможных структурных реформ — и в этой логике лишь создаст помехи для этой дискуссии. К тому же ЦБ рассчитывает на то, что завершение макростабилизации в 2019 году совпадет с завершением фискальной консолидации, снижение дефицита бюджета до 1% в 2019 году приблизит прирост денежной массы к темпам роста кредита в экономике. В любом случае ЦБ устраивает скорее сценарий без кредитных бумов с устойчивостью банковской системы — новый дополнительный приток нефтедолларов в нее ему явно не нужен.
обсуждение