При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В рамках борьбы с закредитованностью населения депутаты внесли в Госдуму законопроект, который обяжет банки оповещать клиента о том, какой именно объем собственных и заемных средств потрачен при совершении каждой операции по банковской карте, в том числе в рамках овердрафта. Сейчас такая практика применяется далеко не всеми игроками, и в конце месяца держателя карты нередко ждет неприятный сюрприз в виде долга по овердрафту. Банкиры считают предложенные меры избыточными, а правозащитники находят такой подход весьма актуальным.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков разработал законопроект, устанавливающий обязанность кредитора информировать заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по банковским картам в составе уведомления о каждой проведенной операции. В настоящее время информация о размере текущей задолженности по кредиту, сумме доступного кредитного лимита, произведенных за предшествующий месяц платежах по кредиту, а также о размере предстоящего платежа предоставляется заемщику кредитной организацией не реже раза в месяц. Цель поправок — исключить заблуждение клиента о возможных собственных средствах для их использования и остатках кредитных лимитов. Законопроект уже поддержан Банком России и внесен в Госдуму.
Как пояснил “Ъ” Анатолий Аксаков, необходимость дополнительного информирования обусловлена тем, что клиенты часто путают объем средств, находящийся на счете, с тем кредитным лимитом, который они могут использовать для оплаты товаров и услуг. «Видя на счете определенную сумму, клиент банка не понимает, что это овердрафт. Люди, заблуждаясь, используют деньги банка, за которые потом вынуждены платить проценты, и попадают в кредитную кабалу»,— отмечает он.
По данным ЦБ на 1 января 2017 года (более поздние данные недоступны), кредитными организациями эмитировано 254,7 млн банковских карт, из них 34,2 млн это расчетные карты с овердрафтом и 31 млн кредитные карты.
Овердрафт — особая форма краткосрочного банковского кредита. Как правило, предоставляется физическим лицам, открывшим в банке личный банковский счет, который привязан к дебетовой пластиковой карте. При использовании овердрафта в счет погашения задолженности направляются все суммы, поступающие на счет клиента. Как правило, банки предлагают овердрафты в рамках зарплатных проектов, при этом его размер обычно соответствует одному окладу клиента.
Если законопроект будет принят, кредитору придется оповещать клиента о том, какой он использовал объем собственных денежных средств, а какой пришелся на средства, предоставленные банком, по каждой операции. Это требование будет действовать как в отношении дебетовых карт с овердрафтом, так и кредитных при наличии на них собственных средств клиента. Порядок направления уведомления будет определяться условиями договора (как правило, это СМС-сообщение или сообщение, отправляемое на электронную почту).
Банкиры скептически относятся к инициативе законодателей. По мнению директора департамента по развитию кредитных банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит» Дмитрия Курганова, практика, когда к карточным дебетовым продуктам подключается овердрафт, в последнее время применяется достаточно широко, однако, чтобы поддерживать лояльность клиента и не вводить его в социальный дефолт, банки инициативно информируют, когда операции начинают финансироваться за счет овердрафта. «Возможно, есть банки, которые специально не оповещают клиента с целью ввести его в задолженность, но это уже недобросовестное отношение банка к клиенту»,— отмечает он. «Введение необходимости подобного информирования по кредитным картам посредством СМС-сообщений потребует дополнительной доработки систем информирования, что повлечет временные и финансовые затраты,— рассуждает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Однако ощутимой пользы клиентам это не принесет, заемщики редко размещают свои средства на счете кредитных карт». Предполагается, что после принятия поправок они вступят в силу в течение 180 дней со дня его официального опубликования. Этого срока, по оценкам участников рынка, достаточно для доработки систем информирования.
Правозащитники в отличие от банкиров считают предложенные поправки весьма актуальными. «Это сделает обращение клиента с такими инструментами более предсказуемым и будет способствовать повышению финансовой грамотности и ответственного отношения граждан к своим тратам»,— заключает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
обсуждение