При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В рамках борьбы с недобросовестными практиками агентских продаж банками ЦБ инициировал создание правил игры на этом рынке. Разработкой их займутся банковские ассоциации и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка (СРО НФО). В результате должны появиться стандарты продаж небанковских продуктов, присоединение к которым будет носить добровольный характер. Однако, как показывает практика, существенно повлиять на ситуацию могут лишь обязательные для выполнения всеми игроками требования.
О том, что 6 июня будет подписан меморандум о взаимодействии банковских ассоциаций и СРО НФО, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. По их словам “Ъ”, инициатором выступила служба ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. В ЦБ отказались от комментариев. Подписантами меморандума выступят Ассоциация банков России, Ассоциация российских банков, Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная финансовая ассоциация и Всероссийский союз страховщиков.
Меморандум (есть в распоряжении “Ъ”) закрепит намерения разработать стандарты продаж банками страховых и пенсионных продуктов, услуг по доверительному управлению, брокерских услуг в рамках борьбы с недобросовестными практиками. Стандарты будут содержать положения о качествах продуктов НФО (характере, стоимости, сопутствующих рисках и иных существенных условиях), общие требования к коммуникациям работников банков и их клиентов при продажах небанковских продуктов, а также механизмы контроля.
Выполнение стандартов будет для кредитных организаций добровольным. Данные о банках, присоединившихся к стандартам, ассоциации будут раскрывать на сайтах в форме реестра. Ассоциации будут следить за выполнением стандартов своими членами и в случае несоблюдения раскрывать информацию об этом на сайтах. «Надо понимать, что ассоциации фактически не могут принять каких-то мер в отношении членов-нарушителей,— поясняет гендиректор ИК "Харитонов Капитал" Максим Харитонов.— Их нельзя будет привлечь ни к какой ответственности».
Подписанты поддерживают инициативу ЦБ, но считают, что правила игры на рынке агентских продаж должны быть едины для всех. По словам первого вице-президента НАПФ Сергея Эрлика, нужно понимать, что обсуждаемый документ в первую очередь направлен на банковское сообщество, однако пенсионные продукты, в частности по ОПС, предлагаются и различными торговыми сетями, пенсионными брокерами и т. д. «Поэтому мы совместно с ЦБ должны найти механизм, как бороться со всеми недобросовестными практиками, используемыми всеми участниками рынка»,— указывает он. В НПФ «Сафмар» (входит в АНПФ) считают, что принятие меморандума положительно скажется на отрасли, поскольку «проблема крайне актуальна на рынке НПФ». «В итоге недобросовестных продаж люди при досрочном переходе теряют до 30% от накопленного на пенсионном счете»,— говорит представитель фонда. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, страховое сообщество проблему для себя во многом решило. «На профильном комитете союза были утверждены стандарты предоставления услуги страхования жизни,— отмечает он.— Важно, что мы видим встречное движение и со стороны банков, эту проблему можно решить только совместно».
При этом эксперты отмечают, что механизм добровольного присоединения к таким стандартам недостаточно эффективен. «С тем количеством недобросовестных практик, которые существуют на рынке, это очень мягкий инструмент и существенно повлиять на ситуацию он не сможет»,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. По словам Максима Харитонова, для того чтобы действительно эффективно бороться с навязыванием лишних услуг, необходимы более конкретные действия, которые будут закреплены законодательно.
Кроме того, остается открытым вопрос готовности банков в принципе присоединиться к обсуждаемым стандартам. В Сбербанке отказались от комментариев, в Альфа-банке не ответили на запрос “Ъ”. В ВТБ считают проблему для себя не актуальной: «Наши сотрудники грамотно консультируют и осуществляют продажи небанковских продуктов. По ряду услуг у клиентов всегда есть возможность воспользоваться периодом охлаждения. Все вопросы, которые возникают у клиентов, мы решаем в индивидуальном порядке».
обсуждение