При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Бюро кредитных историй (БКИ) фиксируют рост среднего размера выдаваемых банками кредитов наличными. По итогам второго квартала этот показатель вплотную приблизился к 200 тыс. руб. Эксперты связывают рост среднего размера новых кредитов с тем, что банки переключили активность на наиболее обеспеченных граждан, доходы которых позволяют брать более крупные ссуды. Однако это, в свою очередь, ведет к концентрации кредитных рисков и росту доли заемщиков с двумя и более кредитами.
Одно из крупнейших БКИ — Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) провело анализ рынка необеспеченного кредитования. Согласно ему, средний размер выдаваемых потребительских кредитов (кредиты наличными и на приобретение товаров в торговых сетях) по итогам квартала достиг 196,8 тыс. руб., увеличившись более чем на 50 тыс. руб., или на 35,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем основной рост пришелся на второй квартал текущего года — на 42 тыс. руб. за квартал. Сопоставимые данные в другом БКИ из тройки крупнейших — «Эквифакс». По их данным, во втором квартале средний размер кредита наличными вырос до 180 тыс. руб. (134 тыс. руб. за аналогичный период 2017 года), против 143 тыс. руб. кварталом ранее. По подсчетам ОКБ (также входит в тройку лидеров), по итогам второго квартала средняя сумма кредита наличными выросла до 202,13 тыс. руб., против 169,14 тыс. руб. кварталом ранее.
В НБКИ связывают резкий рост средней суммы потребительского кредита во втором квартале с тем, что банки стали более избирательно кредитовать заемщиков, активнее выдавая займы гражданам с хорошей кредитной историей и более высоким уровнем доходов.
«Эти граждане в последнее время все чаще прибегают к потребительским кредитам для оплаты более дорогих товаров и услуг,— говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин.— В свою очередь, граждане с неидеальной кредитной историей и низкими доходами пользуются все меньшей популярностью у кредиторов». По мнению гендиректора «Эквифакс» Олега Лагуткина, средняя сумма кредита наличными растет как вследствие смещения спроса в сторону приобретения более дорогих товаров, так и вследствие того, что ряд крупных игроков на рынке стал применять таргетированное ценообразование на выдаваемые кредиты — чем выше сумма кредита, тем меньше маркетинговая декларируемая ставка по кредиту. «При этом стоит отметить, что банки не сильно снижают требования к заемщикам, предпочитая работать со своим существующим портфелем клиентов, которым они готовы предлагать более крупные суммы кредитов»,— говорит и. о. гендиректора ОКБ Николай Мясников.
Представители опрошенных “Ъ” крупных банков отказались раскрывать секреты собственной кредитной политики, заверив, что взвешенно подходят к рискам. Однако, по мнению экспертов, в результате тенденция к росту средней суммы ссуд ведет к концентрации кредитов у заемщиков. По данным НБКИ, только за второй квартал доля заемщиков более чем с одним кредитом увеличилась на 1,3 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 2,4 п. п. По данным ОКБ, по итогам второго квартала доля заемщиков с двумя и более кредитами составила свыше половины всех заемщиков — 50,3%. При этом, по данным бюро, четыре и более кредита одновременно обслуживают 8,76 млн человек.
По мнению экспертов, подобная политика банков ведет к росту закредитованности заемщиков, которые кажутся им платежеспособными. «Для банка наличие кредитной истории кажется более качественным признаком, чем отсутствие действующих кредитов. Складывается ситуация, когда заемщики гасят один кредит средствами другого банка и их платежеспособность завязана на получение новых ссуд,— говорит главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.— В какой-то момент из-за ухудшающихся внешних обстоятельств банки откажутся выдать гражданину следующий кредит, в результате будет запущена цепочка проблем и неплатежей».
обсуждение