Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Биржевые цены на бензин достигли локальных максимумов

Аа +
- -

Биржевые цены на бензин, которые растут вторую неделю подряд, достигли локальных максимумов 2020 года и побили рекорды предыдущего высокого периода - осени 2019 года.

И это еще не начался традиционный весенний спрос, плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах тоже пока не стартовали, а топливный рынок уже ждет дальнейшего роста биржевых цен на бензины.

Между тем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) особых проблем на рынке нефтепродуктов не видит, предпосылок к росту цен на АЗС тоже нет, подчеркивает ФАС.

Локальный пик

Согласно данным сайта Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цена на 92-й бензин росла без остановок последние 2 недели и подскочила за это время на 6,6% - до 47433 руб./т., стоимость 95-го бензина увеличилась на 3,7% - до 49474 руб./т.

Независимый аналитик Виктор Костюков отмечает сразу несколько негативных тенденций, сформировавшихся на топливном рынке в последнее время: снижается производство нефтепродуктов, его запасы ниже уровня прошлого года; увеличиваются поставки топлива на экспорт, при этом снижаются - на внутренний рынок; объемы биржевых продаж также сокращаются.

"Создается впечатление, что нефтяные компании преследуют цель повысить оптовые цены на бензины, не дожидаясь прихода весны и начала ремонтов НПЗ, как это происходит ежегодно. Для этого ими до минимума сокращены поставки на внутренний рынок, о чем свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. Мы не знаем, какие цены бензина производители посчитают достойными. Но текущие индексы уже опередили осенние максимумы цен 2019 года", - говорит он.

"Скорее всего, политика нефтяных компаний по удержанию рынка на голодном пайке продолжится. Мотив у производителей есть - субсидий по демпферу в феврале не будет, предварительные расчеты дают отрицательный результат, слишком высоко задрали наши регуляторы индикативный уровень Аи92 (53600 р/т) в формуле. Нефтяники продолжат продавливать оптовые цены вверх до значений, которые компенсирует им рост себестоимости от обновленных с 1 января 2019 года налогово-акцизных ставок и обеспечит привычную доходность этого бизнеса", - поясняет Костюков.

"В дизельном сегменте пока еще не столь явно, как в бензиновом, но тоже накапливается энергия роста. Так, в четверг вспыхнул спрос на межсезонное топливо - как будто завтра посевная. Индексы межсезонного и летнего топлива слились. Следует заметить, что и летнее топливо дорожало довольно активно. Повысился спрос и на зимнее топливо, оно дорожало на большинстве базисов", - добавляет он.

Угроза диспаритета

Глава "Российского топливного союза" (РТС, объединяет розничные компании топливного рынка) Евгений Аркуша считает, что если на рынке дизтоплива все более-менее нормально, то "по бензинам складывается сложная ситуация".

"Идет постоянное снижение объемов производства - фактически последние 3 месяца. Товарные запасы хотя и растут - но их уровень существенно ниже традиционных на этот период времени. Снижаются объем поставок бензинов на внутренний рынок. При этом растет экспорт нефтепродуктов. Естественно, снижаются биржевые продажи - и вот мы видим скачек биржевых цен на бензины. Можно сказать, что нефтяные компании "сушат рынок". Например, в четверг, несколько крупных продавцов одномоментно снизили продажи почти в 2 раза. В итоге в четверг был достигнут локальный минимум объема биржевых продаж за последнее время", - сказал Аркуша.

"Одна из основных причин, почему нефтяные компании так поступают, в том, что сейчас нефтяники платят в бюджет отрицательный демпфер, а за счет роста оптовых цен они возмещают эти выпадающие доходы. Но рост оптовых цен на фоне сдерживания розничных снова вернут нас к ситуации диспаритета оптовых и розничных цен на бензины, как было в периоды ценовых кризисов на топливном рынке 2018 года. И с такой ситуацией мы подходим к периоду плановых ремонтов НПЗ и традиционному повышению сезонного спроса на нефтепродукты весной", - подчеркивает он.

ФАС спокойна

Между тем, начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России Армен Ханян в комментарии "Интерфаксу" отметил, что "определенное повышение цен на топливо обусловлено объективными факторами - так, несколько НПЗ в январе-феврале 2020 года приостанавливали работу на время внепланового ремонта". "По имеющейся информации, в настоящее время заводы возобновили свою работу", - добавил он.

"В целом, производители обеспечили необходимый запас нефтепродуктов и готовы к сезону повышенного спроса. С точки зрения ресурсной обеспеченности проблем не возникает", - считает он, добавляя, что в настоящее время цены внутреннего рынка ниже цен netback.

Оптовые цены с начала 2020 года по 19 февраля 2020 года на бензин выросли незначительно, на дизельное топливо остались неизменными. Динамика розничных цен на моторные топлива близка к темпам инфляции. При этом, розничные сети АЗС имеют достаточный уровень маржинальной доходности, превышающий уровень аналогичного периода прошлого года, добавляет Ханян.

"Следует отметить, что за последние 3-5 лет цена на моторное топливо на АЗС менялась также с темпами, близкими к темпам инфляции. С нашей точки зрения, какие-либо предпосылки к росту цен отсутствуют", - подчеркнул чиновник.

"ФАС России регулярно проводит совещания на площадке Биржевого комитета со всеми участниками рынка - нефтяными и независимыми компаниями. На совещаниях анализируется текущая ситуация на рынках моторных топлив и, в случае необходимости, вырабатываются меры, направленные на стабилизацию ситуации во всех сегментах рынков нефтепродуктов. Также ФАС России осуществляет мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, и при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства примет меры антимонопольного реагирования", - добавил глава управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС.

В Минэнерго пока не удалось получить комментарий.

Нефтяные компании-основные поставщики топлива на внутренний рынок не стали комментировать ситуацию.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
477
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »