При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Посредники на финансовом рынке ищут новые способы зарабатывать, поскольку традиционные брокерские услуги с развитием диджитал-каналов и изменением модели поведения инвесторов в будущем будут менее востребованы. ЦБ призывает брокеров кастомизировать свои услуги и переходить на платформенные модели ведения бизнеса. Сами профучастники опасаются, что это приведет к монополизации и сокращению рынка.
Традиционный брокерский бизнес в ближайшее время будет вынужден сильно трансформироваться из-за сверхбыстрого развития новых технологий и изменения типа и поведения инвесторов, приходящих на рынок. Этому вопросу главным образом были посвящены дискуссии на вчерашнем форуме НАУФОР «Российский фондовый рынок». Как регулятор, так и сами участники рынка признают: наступает эра розницы. И массовый инвестор может стать единственной движущей силой фондового рынка. По словам председателя правления Московской биржи Александра Афанасьева, портрет среднего инвестора в последние годы сильно поменялся. Появилось два новых ярких типа: те, кто стремится получать дивидендную доходность от владения акциями, не особенно следя за их стоимостью, и те, кто пришел на финансовый рынок только потому, что появилась возможность открыть счет удаленно. К первому типу он условно отнес представителей старшего, консервативного поколения, ко второму — молодежь до 30 лет. И тем и другим крайне интересны технологические возможности инфраструктуры.
Речь идет прежде всего о масштабном проекте маркетплейса — всеобщего «финансового супермаркета», реализуемого участниками банковского рынка под эгидой ЦБ. Однако привлечь к участию в проекте брокеров оказалось проблемой: они посчитали его угрозой для традиционного бизнеса финансовых посредников. «Непонятно, останемся ли мы вообще как участники рынка. Или появится биржа-брокер. Или маркетплейс, который будет работать без лицензии, и брокеры будут не нужны»,— рассуждает президент—председатель правления ФГ БКС Олег Михасенко.
В Банке России понимают сомнения профучастников, однако, по мнению регулятора, их причина в «страхе и непонимании». Руководитель департамента глобальных рынков «Сбербанк КИБ» Андрей Шеметов также напомнил: «Не так давно сделки совершали с голоса, а потом появился DMA». Чтобы соответствовать требованиям времени и потребностям нового типа клиентов, брокерам придется «кастомизироваться», заявила вчера председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Это означает, что им придется научиться зарабатывать на «добавленной стоимости» своего бизнеса, а не только на комиссиях. Господин Афанасьев призвал брокеров перестать предоставлять клиентам «сразу все» за небольшую плату и дробить свои тарифы в зависимости от предоставляемой услуги. При этом делать эти услуги качественнее, чем у конкурентов, и проявлять фантазию. «Просто продать облигацию — это не услуга. Брокерское мобильное приложение, которое считает налоги, создает модельные портфели, предоставляет доступ к множеству инструментов,— это услуга. Такому пониманию бизнеса маркетплейсы повредить не могут»,— считает предправления совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимир Потапов.
Участники рынка ожидают, что в ближайшее время будет меняться и отношение инвесторов к эмитентам. По словам гендиректора «Ситигруп Глобал Маркетс» Алексея Большакова, набирает обороты популярность небольших, но понятных и знакомых по ежедневной бытовой жизни компаний. «Когда все они начнут выходить на биржу — рестораны, торговые сети, небольшие производства,— массовый инвестор придет»,— уверен он. В таких условиях одной из важнейших задач является забота о неквалифицированном инвесторе. С другой стороны, должна быть возможность быстрого поиска новых идей, инструментов, технологий, решений, продуктов для индустрии. «Поиск золотой середины и будет одним из самых больших вызовов для отрасли в ближайшие годы»,— резюмировал гендиректор ИК «Атон» Андрей Звездочкин.
обсуждение