При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Количество заявлений на перевод пенсионных накоплений граждан между фондами по итогам сентября увеличилось почти на 160 тыс., это достижение на фоне провального августа с 10 тыс. заявлениями. Причем граждан, с лета лишенных возможности подать заявление на перевод дистанционно, через удостоверяющие центры, не останавливает необходимость визита в отделения Пенсионного фонда России (ПФР).
Промежуточные результаты кампании по переводу пенсионных накоплений по запросу “Ъ” вчера раскрыли в ПФР. К 1 октября заявления на перевод пенсионных накоплений подали 4,668 млн человек, почти на 160 тыс. больше, чем было на 1 августа. Основной трафик обеспечили «молчуны» (клиенты ПФР) — заявления на перевод в НПФ подали около 90 тыс. клиентов, увеличив общее число до 2,61 млн заявлений. Около 70 тыс. граждан подали заявления на смену одного НПФ на другой, достигнув отметки 2 млн заявлений.
В абсолютных цифрах этот результат на отчетную дату сопоставим с прошлогодним — 4,238 млн заявлений. При этом следует учесть, что с середины этого года кампания идет с существенными ограничениями. В конце июня ПФР после проверки Счетной палаты блокировал прием заявлений через удостоверяющие центры, в результате по итогам августа прирост заявлений составил немногим более 10 тыс. Однако, как свидетельствуют результаты сентября, НПФ и их клиенты — как действующие, так и будущие — адаптировались к новым условиям: общий трафик прирос на 155 тыс. заявлений. «После блокировки основного дистанционного канала участники рынка вернулись к практике заключения договора с потенциальным клиентом, с последующим визитом гражданина в ПФР и предоставления заявления в бумажном виде»,— отмечает президент Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) Константин Угрюмов.
Вместе с тем, как отмечают участники пенсионного рынка, между заключением договора с НПФ и подачей заявления в ПФР серьезно вырос временной разрыв. «По всей видимости, сейчас мы наблюдаем отложенный трафик: в ПФР с заявлениями начали обращаться те граждане, которые месяцем раньше подписывали договор обязательного пенсионного страхования (ОПС)»,— считает гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.
Блокировка УЦ серьезно усложняет процесс привлечения новых клиентов НПФ. «По факту из десяти клиентов, заключивших договор, до ПФР дойдут в лучшем случае три-четыре из них»,— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Чтобы избежать лишних расходов, в октябре ряд крупных игроков сообщили агентам о приостановке привлечения по ОПС или существенном снижении тарифов. «Серьезно выросли и требования к оформлению документов клиентов, от нас теперь требуют селфи клиента с паспортом и заявлением»,— сетует один из брокеров НПФ.
Как прогнозируют эксперты, всплеск активности в последующие месяцы пойдет на спад и их показатели вряд ли будут существенно выше, чем в сентябре. «С учетом приостановки привлечения со стороны агрессивных фондов и отсутствия полноценной замены дистанционному каналу подачи заявлений, их общее число будет на 40–50% меньше, чем в кампании 2015–2016 годов (тогда заявления на перевод накоплений подавали 12–13 млн человек, положительное решение принималось примерно по половине из заявлений.— “Ъ”)»,— отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Как отмечает Юрий Ногин, традиционно активность граждан в переходах и НПФ в привлечении возрастала в конце года. «В случае возобновления приема заявлений через УЦ или отработки приема заявлений через портал госуслуг, общее число заявлений в кампанию 2017 года будет на 20–25% скромнее прошлогодней»,— прогнозирует господин Ногин.
обсуждение