Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Бумажные квитанции осложнили гражданам проведение банковских платежей

Аа +
- -

Банки столкнулись с массовыми жалобами на отказы в проведении платежей при ошибке заполнения поля очередности в бумажных квитанциях. Их клиенты опасаются попасть из-за подобных ситуаций в черный список, повышает нервозность и грядущий период налоговых платежей для граждан. В Минфине уверены, что банки действуют неправомерно. Но сами они менять правила не готовы без официальной позиции регулятора, а ЦБ внести ясность не спешит.

О массовых жалобах клиентов на отказ в проведении платежа при некорректно заполненной бумажной платежке “Ъ” рассказали в банках. Собеседник “Ъ” в Минфине подтвердил наличие проблемы, указав, что речь идет преимущественно о налоговых платежах и платежах во внебюджетные фонды. При этом отказы следуют не только из-за значимых ошибок, но и из-за формальных — неверных кодов в поле очередности платежей.

По мнению Минфина, банки не вправе отказывать клиентам в проведении платежа исключительно из-за ошибок в указании очередности операций в бумажном платежном поручении. Позиция министерства изложена в письме №05-07-06/64623. В нем Минфин поясняет, что банки вправе устанавливать собственные правила приема платежных поручений, однако они не должны противоречить положению ЦБ о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П. А в этом положении нет такого основания для отказа, как ошибка в очередности платежей.

Согласны с позицией Минфина и в Федеральной налоговой службе. Отсутствие или неверное указание в платежном поручении реквизита «очередность платежа» не является препятствием для идентификации плательщика, получателя платежа, а также самого платежа и основанием для отказа в его проведении, подчеркивают в ведомстве.

Заполнение данного поля действительно формальность. Согласно ст. 855 ГК РФ, если средств на счете клиента достаточно для удовлетворения всех требований (поступивших платежек), то банк проводит их в порядке поступления. Если же недостаточно, то сначала проводят платежи по исполнительным листам, далее по оплате труда и т. д.

В кредитных организациях уверены, что имеют полное право отказать по формальным признакам. Но по факту делать это вовсе не обязательно. «Клиенты ошибаются в очередности платежей очень часто, и, чтобы их не нервировать, у нас программа автоматически меняет очередность платежа на правильную и мы платеж проводим»,— отметила директор юридического департамента банка «Юникредит» Наталья Окунева. Впрочем, так поступают далеко не все: участники рынка отмечают, что не готовы принимать на себя риск проведения платежа с ошибкой.

Клиенты же воспринимают отказы весьма болезненно, что неудивительно на фоне паники вокруг черного списка отказников ЦБ. Как сообщил “Ъ” собеседник из банка топ-50, многие клиенты воспринимают отказ в проведении платежа как отказ в проведении операций и опасаются по формальным причинам попасть в черный список и лишиться доступа к банковским услугам. Хотя такое мнение ошибочно. «Отказ в проведении платежного поручения из-за ошибки или опечатки не является основанием для сообщения в Росфинмониторинг, и в черный список клиенты не попадут»,— заверил экс-глава комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.

Примечательно, что рост числа бумажных платежных поручений провоцируют сами банки. Из-за активизации борьбы с отмывом при наличии малейших сомнений в деятельности компаний и предпринимателей кредитные организации отключают их от системы банк—клиент, вынуждая подавать платежки на бумажных носителях. Непривычные к данному формату бизнесмены ошибаются и получают отказы.

Нервозности добавляет и приближающийся период уплаты налогов для граждан. До 1 декабря физлицам необходимо уплатить имущественные налоги. Если при подобной ошибке банк откажется проводить платеж, то налогоплательщику будут начислены пени и штрафы. И, хотя причиной несвоевременного перечисления налога или сбора явилось непроведение платежа банком, кредитная организация ничем не рискует. «Даже если отказ причинил клиенту убытки, взыскать их с банка он не сможет, так как исходно ошибка была на стороне клиента»,— отмечает управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили.

Разрешить ситуацию могли бы разъяснения ЦБ, который, в отличие от Минфина, является для банков регулятором, но их до сих пор не последовало. На запрос “Ъ” в ЦБ сообщили, что, согласно нормативным документам Банка России, регулирующим порядок осуществления расчетов, в случае выявления несоответствий в указании клиентом очередности платежа банк его исполняет в очередности, установленной законодательством. Таким образом, заполнение поля «очередность платежа» имеет формальное значение. Впрочем, четкого ответа о правомерности отказов в ЦБ так и не дали.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
282
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Pony.ai на пути к IPO Pony.ai на пути к IPO 15 ноября компания Pony.ai объявила о своем первичном публичном размещении акций (IPO). Размещение должно пройти на бирже Nasdaq, после чего компания получит тикер «PONY». Эмитент планирует разместить 15 млн. американских депозитарных акций (ADS) по цене от $11 до $13 за акцию, каждая ADS представляет собой одну обыкновенную акцию. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »