Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Число быстрорастущих российских компаний увеличилось почти на 25% и превысило тысячу

Аа +
- -

"СПАРК-Интерфакс" опубликовал ежегодный обзор быстрорастущих российских компаний. По итогам 2016–2020 гг. в список вошли 1032 компании, имевшие темпы роста выручки более 10% в год в постоянных ценах в течение каждого из последних 4 лет. Для сравнения: по результатам 2015–2019 гг. их было 827. Свое место в списке сумели сохранить около 37%.

Как отмечают авторы исследования, пандемия не сдержала развитие наиболее динамичных российских компаний. За последний год ускорились среднегодовые темпы прироста чистой прибыли (с 47% до 50%) при незначительном снижении темпов прироста выручки – до 40% ежегодно. По мнению экспертов СПАРКа, это говорит о замедлении тенденции к снижению эффективности работы "газелей", хотя средние темпы роста чистой прибыли по-прежнему существенно отстают от бума 2013-2018 гг., когда этот показатель превышал 70%.

Оценка уровня долговой нагрузки у быстрорастущих компаний показывает, что достижение высоких темпов, как правило, обеспечивается за счет опоры на собственные ресурсы, а не на привлечение заемных средств. Отношение чистого долга к EBIT у компаний из нового списка составило в среднем 0,6х в конце периода по сравнению с 0,9х у компаний из прошлогоднего списка.

Перечень видов бизнеса, где успешно развиваются "газели", остается относительно стабильным, но пандемия все-таки внесла в него определенные коррективы.

Агропромышленный бизнес, который являлся абсолютным лидером в период до 2018 г., почти вернул свои доминирующие позиции. Его доля вновь составила 18% по сравнению с 14%, отмечавшимися в исследованиях в 2018-2019 гг. Успешному развитию сектора способствовали как устойчивый спрос на внутреннем рынке и скачок мировых цен на продовольствие до рекордных уровней, так и постоянная государственная поддержка аграриев. Все это сопровождалось улучшением финансового состояния компаний сектора, что, в частности, способствовало заметному росту закупок сельхозтехники и удобрений. Отмечается также сокращение просроченной кредиторской задолженности и просрочки по займам и кредитам. Со второй половины 2020 г. началось устойчивое снижение количества конкурсных производств.

Машиностроительный комплекс, хотя и остался в группе лидеров, оказался наиболее пострадавшим от пандемии. Его доля в общем числе БРК упала с 14% до 11%. Несмотря на то, что машиностроители сохранили рост продаж, им не удалось избежать ухудшения финансового состояния, что было связано с экономической ситуацией в стране, а также падением экспорта. Поскольку производственный цикл в машиностроении зависит от бесперебойности поставок огромного количества компонентов, нарушение цепочек в результате локдаунов в различных странах мира не могло не сказаться на развитии сектора.

Также ослабили позиции строительство и девелопмент, доля которых снизилась до 10% по сравнению с 11% в прошлом году. Сектору удалось пройти прошлый год относительно успешно благодаря программе льготной ипотеки, продолжению государственного финансирования крупных инфраструктурных проектов, переходу большинства компаний на использование эскроу-счетов в жилищном строительстве. Несмотря на значительный рост прибыли по итогам 2020 г., финансовое положение сектора остается неустойчивым. Продолжает увеличиваться уровень просрочки по банковским кредитам. В строительном комплексе, как показывает СПАРК, сохраняются высокие финансовые риски. На 1000 компаний сектора приходится почти 17 конкурсных производств, что почти вдвое превышает среднероссийский показатель.

В пятерке наиболее привлекательных секторов остались транспортировка и транспортные услуги, а также производство транспортных средств и торговля ими – доли увеличились до 10% и 7% соответственно. Хотя пассажирский транспорт оказался в глубочайшем кризисе, грузовому сегменту транспортного сектора удалось постепенно приспособиться к изменившимся условиям. Наметившееся оживление в экономике и внешней торговле положительно сказались на динамике грузооборота. Основным драйвером в секторе транспортных средств стали автомобилестроение и автодилеры, которые пытались активно адаптироваться к сжатию внутреннего рынка благодаря государственной поддержке автокредитования, а также прямым госзакупкам. С 4 кв. 2020 г. начало увеличиваться производство легковых и грузовых автомобилей. Проблемы вагоностроения, которое столкнулось с перепроизводством подвижного состава, пока не смогли сдержать развития кластера транспортного машиностроения.

Авторы исследования также отмечают, что в соответствии с прошлогодним прогнозом, произошел рост долей ряда секторов, на развитие которых пандемия оказывала непосредственное влияние. В их число вошли информационно-коммуникационные технологии, химический и фармацевтический комплексы, а также розничная торговля.

Транспортный сектор и строительный комплекс оказались в лидерах и по темпам развития, обеспечив темпы роста выручки выше средних показателей (на 50% и 44% соответственно). Между тем, большая часть секторов развивалась более медленно. Из лидеров только производство транспортных средств и торговля ими, а также строительный комплекс смогли опередить средние показатели по темпам роста чистой прибыли (прирост на 67% и 65% соответственно). Однако их чистая прибыль росла медленнее по сравнению компаниями здравоохранения, легкой промышленности и энергетики. Среди отстающих по данному показателю оказались компании ИКТ, металлургии и металлообработки, розничной торговли, фармацевтического комплекса.

Оценка прибыльности быстрорастущих компаний по видам экономической деятельности обнаруживает, что список трех наиболее эффективных отраслей вновь не изменился. Произошло лишь перераспределение в рамках группы. Наиболее рентабельными видами бизнеса для быстрорастущих компаний остаются сельское хозяйство (норма чистой прибыли – 27,3%), здравоохранение (19,2%) и рыболовство (16,2%), прибыльность которого резко упала.

Средняя норма чистой прибыли практически во всех ведущих видах экономической деятельности из ТОП-10 существенно возросла. Прошлогодний список по прибыльности обновился только на 20% (на 50% в прошлом году). Ушли производство и добыча энергетического сырья и автомобилестроение. Им на смену пришли легкая промышленность и торговля продукцией машиностроения. Последняя вернулась в список после трех лет отсутствия.

Хотя средняя рентабельность оптовой торговли, как правило, существенно ниже, чем в отраслях материального производства, относительно высокий уровень прибыльности продемонстрировали также торговля продукцией легкой промышленности и лекарствами. Их рентабельность по чистой прибыли составила 7,9% и 7,3% соответственно.

Основные тенденции в сфере быстрорастущих компаний еще не претерпели кардинальных изменений, произошла только небольшая перегруппировка в составе лидеров как по привлекательности, так и по уровню рентабельности. Между тем не исключено, что наметившиеся в первый год пандемии небольшие сдвиги получат дальнейшее развитие в новой постковидной реальности, заключили авторы исследования.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
2027
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »