При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Должники стали более контактными. Менее половины заемщиков отказываются от общения с коллекторами в этом году. В прошлом — таковых было 55%. Об этом «Известиям» рассказали в коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн». Повышение контактности должников связано с ростом финансовой грамотности населения: люди поняли, что принятие закона о коллекторской деятельности не освобождает их от долгов, а банк-кредитор может обратиться в суд. По прогнозам «Секвойи», в следующем году только треть граждан будет избегать контактов со взыскателями.
По данным «Секвойи», 60% должников не отказываются от общения с коллекторами. Из тех, кто по тем или иным причинам не хочет взаимодействовать со взыскателями, 90% игнорируют их звонки, 2% пытаются официально отказаться от общения, 5% бросают трубки, 2% не хотят подтверждать свои персональные данные, 1% неадекватно реагирует на звонок.
В прошлом году должники были менее контактны — 53–55% заемщиков банков и микрофинансовых организаций отказывались от общения с коллекторами. Причины такого поведения граждан заключались в расчете на то, что после принятия закона о коллекторской деятельности многие игроки уйдут с рынка, а долги будут списаны, пояснили в «Секвойе».
Профильный закон действительно серьезно ограничил деятельность коллекторов. С начала этого года взыскатели не могут контактировать с должником более одного раза в сутки — это прямое требование закона «О защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», который был принят летом прошлого года. В соответствии с нормами этого закона коллекторы не имеют права общаться с людьми, проходящими лечение, причем должник не обязан доказывать факт болезни. К тому же воздействовать на заемщиков теперь могут только взыскатели, включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов. Сейчас там 150 компаний.
По словам гендиректора «Секвойи» Алексея Терского, по мере роста финансовой грамотности многие россияне поняли, что долг никуда не денется, а банк-кредитор может попытаться вернуть его через суд с последующими исполнительным производством и взысканием имущества. Это повлияло на рост доли россиян, спокойно реагирующих на коллекторов.
— В ближайшее время тренд по сокращению числа тех, кто отказывается от общения с коллекторскими агентствами, продолжится, — отметил Алексей Терский. — В 2018 году их доля может снизится до 30–35%.
Управляющий партнер Scoring Studio Георгий Аракелян согласен с этим прогнозом. По словам начальника управления стратегией взыскания Бинбанка Станислава Витвицкого, наблюдается устойчивый тренд повышения сознательности заемщиков.
— Рынок адаптировался к новой реальности, обусловленной затяжными кризисными явлениями, а также законодательными изменениями последних лет, — пояснил представитель Бинбанка. — Кроме того, в последние годы банки кредитуют проверенных заемщиков, выдачи клиентам «с улицы» минимальны, поэтому постепенно будет расти доля сознательных заемщиков, которые в случае возникновения финансовых проблем будут сотрудничать с банком, а не скрываться. Для зрелого, цивилизованного рынка взыскания, в сторону которого мы стремимся двигаться, характерна ситуация, когда заемщик зачастую сам выходит на связь с коллектором и воспринимает его как партнера в решении их общей проблемы.
Тем не менее контактность должников в России ниже в два-три раза, чем в европейских странах, подчеркнул первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов.
— Неотвратимость взыскания долгов в нашей стране находится на низком уровне — судебное взыскание пока малоэффективно, и поиск должников затруднен из-за отсутствия доступа кредиторов и взыскателей к актуальной контактной информации, — пояснил Александр Морозов. — Пока эта ситуация не изменится, у заемщиков не будет мотивации к досудебному урегулированию долгов и контактность будет оставаться низкой.
Если должник игнорирует звонки по имеющимся номерам телефона, коллекторы ищут дополнительные контакты для дистанционной связи — например, находят профили в социальных сетях и отправляют сообщения либо узнают дополнительные номера телефонов. Если клиент не контактен, применяется канал более жесткого взыскания — дело передается «выездникам». Выездные коллекторы пытаются установить контакт путем личной встречи с должником. Если не удается достучаться ни по телефону, ни по адресу, дело могут передать либо в суд, либо коллекторам, которые будут обращаться к родственникам, знакомым и коллегам в поисках должника.
обсуждение