При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономика России достигла дна в августе 2015 года, однако перейти от падения к росту оказалось крайне сложно. Этот кризис кардинально отличается от 1998 года, который по темпам восстановления можно было охарактеризовать как "упал - отжался". Такое мнение высказал главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников на выездном заседании комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами в Санкт-Петербурге.
"Можно сказать, что абсолютное дно было достигнуто в августе 2015 года. Однако на этом фоне перейти от падения к росту оказалось крайне сложно. Есть, собственно, два сценария: "упал - отжался", как это было в 1998 году, когда мы достаточно сильно упали, но после этого достаточно быстро, сильно восстановились; или это будет кризис, когда мы упали, (а затем) следует период очень длительного, низкого темпа роста", - пояснил Матовников.
В качестве примера он привел Японию, которая в 1970-1980 годах очень быстро развивалась, а "все 1990-е годы были потерянным десятилетием".
"Но мы принцип уже понимаем - что наш кризис развивается по тому сценарию, когда роста без каких-либо изменений не получится", - отметил эксперт.
Он подчеркнул, что ужасы, которые предрекали стране в конце 2014 - начале 2015 года, не произошли: фонды не были полностью потрачены, инфляция не галопирует, бюджет страны (несмотря на дефицит - прим. ред.) "не в такой уж плохой форме".
"И в конце концов падение рубля гораздо меньше, чем и в 2009, и в 2008 году. Речь, в общем, идет о том, что у нас есть некий спад, неглубокий спад", - сказал Матовников.
По его оценке, в ближайшее время Россию ждут важнейшие изменения. В первую очередь, сокращение населения работоспособного возраста, поскольку трудоустраивается малочисленное поколение середины 1990-х годов, а на пенсию выходит массовое поколение "шестидесятников".
"Дефицит рабочих рук очень ощутим. Мы видим, что это явное ограничение для возможного дальнейшего роста", - сказал эксперт.
Он добавил, что, кроме того, влияние на будущее страны окажут цены на сырьевые ресурсы, курс валют, снижение объема прямых иностранных инвестиций и недоступность финансовых рынков Европы.
"Мы понимаем, что многие внешние рынки для нас закрылись. То есть мы в целом потеряли Украину, в значительной степени мы потеряли Турцию, мы потеряли в значительной степени рынок ЕС", - отметил Матовников, подчеркнув, что этот ущерб, безусловно, взаимный.
обсуждение