При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Прорывное развитие России определено главой государства в качестве главной задачи страны на ближайшие шесть лет. Прорыв в соответствии с указом Владимира Путина предполагает увеличение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Но ученые считают, что «разогнать» нашу экономику без отказа от нынешней «стабилизационной» политики практически невозможно. Вместо прорыва она может так и не вылезти из затяжной стагнации, считают специалисты.
Отечественные и зарубежные экономисты весьма сдержанно оценивают перспективы роста российского ВВП. В лучшем случае экономика РФ вырастет в 2018-м на 1,5%. Экономика страны фактически балансирует на грани затяжной стагнации – считают российские эксперты. Прорывные экономические реформы способствовали бы опережающему росту ВВП, однако пока мысли властей сосредоточены вокруг проблемы повышения пенсионного возраста, сетуют эксперты.
Согласно прогнозу группы Unicredit, которой принадлежит и российский ЮниКредит Банк, в текущем году рост ВВП РФ составит около 1,3%. Такой же рост компания ожидает и в 2019 году. «При проведении экономических реформ и резком росте производства этот уровень может быть выше», – не исключает руководитель дивизиона в странах Центральной и Восточной Европы Unicredit Андреа Диаманти.
Скромный прогноз по росту отечественной экономики представил на прошлой неделе и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В организации теперь ожидают, что в текущем году ВВП страны увеличится на 1,5% вместо прежних 1,7%. По прогнозам ЕБРР, на этом же уровне темп роста ВВП РФ сохранится и в 2019 году вследствие низкой инвестиционной активности и из-за стабилизации или небольшого снижения цен на нефть. Основные же риски для российской экономики, по мнению аналитиков банка, связаны с динамикой цен на нефть, отсутствием реформ в бизнес-среде для поддержания инвестиций, геополитической напряженностью и продлением санкций в отношении России.
А без проведения значительных структурных реформ в РФ экономический рост в долгосрочной перспективе будет ограничен 1–2% в год, считают в ЕБРР. «Основными препятствиями для более быстрого роста, как и прежде, остаются низкие инвестиции, устаревшие производственные мощности и неблагоприятные внутренние структурные факторы: слабая демография, устаревшая инфраструктура и сильное влияние государства на экономику», – полагает банк.
В отличие от иностранцев российские власти на перспективы экономического роста смотрят куда оптимистичней. Так, в Центробанке ждут увеличения ВВП в 2018–2020 годах в интервале 1,5–2%. В Минэкономразвития в базовом сценарии (от сентября 2017 года) ожидают роста ВВП РФ в 2018 году на 2,1%, в 2019 году – на 2,2%, в 2020 году – на 2,3%.
По мнению же экономистов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в лучшем случае можно рассчитывать на постепенное восстановление темпов роста экономики. «С 1,5–1,7% в 2018–2019 годах до 2,1–2,2% в 2020–2021 годах», – следует из доклада центра «Тринадцать тезисов об экономике». Примечательно, такой постепенный рост авторы обзора называют оптимистичным сценарием, реализация которого будет зависеть от «отсутствия принципиального усиления санкционного давления». Вкупе со стабилизацией цен на нефть на уровне 55–57 долл. за баррель это будет способствовать дальнейшему росту вывоза нефти и нефтепродуктов.
В случае реализации этого сценария можно рассчитывать и на ускорение динамики инвестиций в основной капитал с 3,4% в 2018 году до 4,8% в 2021-м за счет умеренного повышения частных инвестиций благодаря некоторому смягчению денежно-кредитной политики, не исключают в ЦМАКПе.
Есть у экспертов и другой – «санкционный сценарий». Он, в частности, предполагает некоторое сокращение объема экспортных контрактов российских компаний, включенных в санкционный список правительства США, а также тех компаний, которые по ожиданиям зарубежных контрагентов могут быть туда включены. К ним относятся в первую очередь компании топливно-энергетического комплекса и металлургии.
В рамках этого сценария можно ожидать медленное восстановление российской экономики: прирост ВВП в 2018-м и 2019-м составит 1,1–1,3%. «Ожидается и резкое замедление инвестиционной активности в 2018–2019 годах вследствие введения новых санкций (до 2,3% в 2018-м и до 1,9% в 2019-м», – полагают эксперты ЦМАКПа.
Чистый отток капитала также будет довольно высоким: 22 млрд долл. в 2018 году и 40–45 млрд долл. в среднем за 2019–2021 годы. «Последнее объясняется практически полным отсутствием возможностей для заимствований за рубежом и рефинансирования существующей задолженности для ряда секторов российской экономики», – объясняют авторы доклада экономисты Дмитрий Белоусов, Олег Солнцев и Владимир Сальников.
Рассуждая о сдержанных перспективах отечественной экономики, эксперты обращают внимание и на ключевые события прошлого года. «Главная особенность прошедшего года – принципиальная неоднородность развития экономики. Выглядело это так, как будто в нем соединились два периода. Если первое полугодие было периодом экономического роста, то во втором – ситуация переломилась. Формально была отмечена техническая рецессия: ВВП (с устраненной сезонностью) снижался два квартала подряд», – указывают авторы доклада, отмечая, что такая динамика оказалась неожиданной. «Ведь и цены на нефть шли вверх, и был отмечен приток капитала, и инфляция оставалась низкой», – напоминают они.
Еще одной особенностью прошлого года стала ситуация «очень низкий рост – минимальная инфляция». «Рост экономики в 2017-м был очень умеренным (всего 1,5%), и инфляция достигла исторического минимума – 3,9% в годовом выражении», – напоминают в ЦМАКПе. При этом ускорения роста экономики на фоне замедления цен не произошло. Прошлый и текущий годы показали всю ограниченность этого подхода к экономической политике и стратегии, считают экономисты.
«За 2015–2017 годы удалось полностью подавить волну инфляции (инфляция в годовом выражении снизилась с 15,6% в 2015-м до 3,7% в 2017-м), а также преодолеть спад, с –2,5% по ВВП в 2015-м до +1,5% в 2017-м. Но дальнейшего ускорения роста не произошло; напротив, наша экономика балансирует на грани затяжной стагнации. В 2018 году рост составит в лучшем случае 1,5–1,8%», – сетуют специалисты центра. «То есть обеспечить снижение инфляции средствами финансовой политики, основанной на «трех китах» – высоких процентных ставках, укреплении рубля и бюджетном профиците, – оказалось вполне возможным. Но вот сам рост при этом оказывается минимальным. И «разогнать» его вне отказа от «стабилизационной» логики экономической политики, в общем-то, почти невозможно», – продолжают они.
В итоге в первые месяцы 2018 года российская экономика ожидаемо вошла в околостагнационное состояние. На фоне такой «стабилизации» ухудшились и структурные показатели экономики – перестали расти инвестиционная активность предприятий, потребительский спрос и экспорт. «Сочетание низкой инфляции и наметившейся очередной волны стагнации выпуска означает наличие крайне негативного макроэкономического контекста для остановки снижения ключевой ставки ЦБ (ставшей реакцией на очередной пакет антироссийских санкций США)», – рассуждают в центре.
Сработала так называемая ловушка Набиуллиной, считают эксперты. «Пытаясь в условиях объявленных новых санкций обеспечить стабильность платежного баланса и обменного курса через поддержание высокой (оторванной от доходности большинства бизнесов) ключевой ставки, ЦБ тем самым объективно препятствует экономическому восстановлению», – подчеркивают эксперты.
На горизонте уже теоретически замаячили риски дефляции и «японской болезни», когда укрепление валюты и дефляция приводят экономику к стагнации, максимально дестимулируя любую экономическую активность, кроме пассивного накопления финансовых резервов, считают эксперты. И хотя в 2017 году – начале 2018-го Центробанк ускорил процесс снижения номинальной ключевой ставки, однако из-за быстрого сокращения инфляции уровень реальных ставок остался по-прежнему высоким. «С начала 2017-го по настоящее время ЦБ уменьшил ключевую ставку на 2,75 п.п. – с 10 до 7,25% годовых. Однако из-за дезинфляции уровень реальной ставки практически не изменился», – говорят Белоусов, Солнцев и Сальников.
В свою очередь, высокий реальный уровень ставок ограничивает спрос платежеспособных корпоративных заемщиков на кредит. Для уже закредитованных кредитных заемщиков реальный уровень ставки затрудняет возможность обслуживания долга, служит причиной роста просроченной задолженности и последующих банкротств, продолжают они.
Собственно, и ситуация с банковскими кредитами предприятиям выглядит сложной – прироста по ним фактически нет. «Если в 2016 году среднемесячные темпы составляли –0,2%, то в 2017-м и в начале 2018 – +0,2%. Причем с исключением крупнейших госбанков никаких позитивных изменений в динамике банковского портфеля кредитов предприятиям так и не произошло. Его темпы в 2016 – начале 2018 года составили –0,3 и –0,2% соответственно», – говорят в центре.
«Мы, сдерживая инфляцию, заморозили и экономический рост, сделали для бизнеса невозможным привлечение кредитов для развития и для пополнения оборотного капитала, что обрушило целые отрасли. Консервативная денежно-кредитная политика приводит к снижению скорости оборачиваемости денег в экономике, тормозит потребительский спрос, замораживает все процессы», – соглашается с рассуждениями экономистов ЦМАКПа директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По мнению эксперта, без экономических реформ ситуация в экономике вряд ли изменится. «Но пока ближайшие экономические реформы будут заключаться в увеличении пенсионного возраста и скорее всего в отказе от плоской шкалы налога на доходы физических лиц», – резюмирует он.
«Нам, безусловно, можно ожидать прорыва на отечественном рынке в случае начала действительно прорывных реформ, направленных в первую очередь на развитие внутреннего рынка: развитие инфраструктуры, профессиональное переобучение персонала, использование инвестиций внутреннего резерва, включая сбережения населения», – не исключает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова.
обсуждение