При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Крах двух крупнейших российских банков в течение одного месяца иллюстрирует закат феномена, ставшего характерной особенностью банковского сектора РФ после распада Советского союза, когда крупные конгломераты создавали собственные “карманные банки”, говорят источники в банковской отрасли.
Карманные банки стали появляться месте со становлением капитализма в России в 1990-х годах, когда крупным компаниям приходилось учреждать собственные кредитные организации из-за того, что финансовый сектор был крайне неразвит.
Сейчас “карманных банков” среди 50 крупнейших осталось не так много, однако часть из них сильно связана с другими кредитными организациями. Власти вмешиваются в случаях, когда видят угрозу для банковского сектора.
В течение последнего месяца российский Центробанк объявил о санации банка Открытие и Бинбанка, кредиторов, которые являлись частью более крупных организаций, и чьи проблемы были как минимум частично связаны с тем, что они входили в состав конгломератов.
Третий банк, Югра, бывший частью бизнес-империи в сфере недвижимости и нефтедобычи, лишился лицензии в июле.
Источник на финансовом рынке, говоривший на условиях анонимности, сказал, что большое число банков, столкнувшихся с трудностями - “это системная проблема, которая тянется с давних времен, когда собственники кредитовали свой бизнес”.
“Сам по себе банковский бизнес неприбылен. Это накопившаяся лавина – движения нет, активы никто не покупает”, - сказал источник.
РУДИМЕНТЫ 90-Х
Спустя почти три десятка лет наличие у конгломератов собственных банков начало становиться все менее выгодным.
Кредиторы обременены проблемными долгами, которые накопились со времен глобального экономического кризиса 2008 года, положение некоторых материнских компаний стало непрочным, а Центральный банк ввел более жесткие требования к кредитованию связанных сторон, которые снижают многие преимущества “карманных банков”.
“Есть разные требования ЦБ с точки зрения дополнительного резервирования по операциям со связанными сторонами – это в достаточной мере делает такую бизнес-модель не очень экономически привлекательной”, - сказал Рейтер заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев на прошлой неделе.
Некоторые, включая вице-президента Лукойла Леонида Федуна, который был совладельцем банка Петрокоммерц, вышли из банковского бизнеса.
“Мы вышли из банка Петрокоммерц с целью, чтобы не заниматься непрофильным бизнесом. Мы последовательно избавились от всего нашего финансового бизнеса, который был рудиментом 90-х годов, когда это было все необходимо делать”, - сказал Федун на прошлой неделе.
“Поэтому возвращаться к этому нет ни желания, ни умения”, - сказал он про банковский бизнес.
По иронии, покупателем Петрокоммерца стало Открытие, где Федун получил 4-процентную долю в результате сделки.
ДАВЛЕНИЕ НА КАПИТАЛ
Положение банков, связанных с крупными группами компаний, усложнилось после того, как в январе ЦБР ввел новые требования при кредитовании собственников.
Теперь доля таких кредитов не может превышать 20 процентов капитала банка. В то же время, максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков ограничен 25 процентами.
Чем больше капитала банк выделяет на соблюдение этих правил, тем меньше у него возможностей для выдачи кредитов, что оказывает давление на маржу.
Зампред ЦБР Василий Поздышев на этой неделе назвал кредиты, связанные с бизнесом собственников, “родовой травмой российской банковской системы”.
“Мы эту проблему решаем, решаем ее достаточно аккуратно”, - сказал Поздышев на конференции Fitch.
“Мы будем ужесточать, выводить этот норматив (риска на связанные стороны) из льготного режима”.
Микаил Шишханов, главный акционер Бинбанка и племянник Михаила Гуцериева, чья семья контролирует группу Сафмар, в которую входит Бинбанк, сказал, что ужесточение правил ЦБР способствовало возникновению проблем кредитора.
“Никто не мог предположить, что и ЦБ будет таким, какой он сейчас - в хорошем смысле, - то есть жестким и последовательным”, - сказал он в интервью газете Ведомости, опубликованном на этой неделе.
По словам Шишханова, нововведения “жестко ударили по российским частным банкам”.
Бинбанк является частью холдинга Сафмар с активами свыше 2 триллионов рублей и включающими интересы в таких секторах, как нефтегаз, уголь и пенсионные фонды. Шишханов говорил, что часть активов будет передана Бинбанку, чтобы снизить размер средств Центрального банка, необходимых для санации.
РИСКОВАННЫЙ ПОДХОД
Еще одна проблема для входящих в состав конгломератов банков возникла, когда против них обернулись некоторые выданные связанным сторонам кредиты, особенно в отраслях с высокой степенью риска, например, строительной.
Рост сектора недвижимости сошел на нет после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Некоторые девелоперы обанкротились. Банки получили активы в сфере недвижимости, которые ранее были в залогах, однако столкнулись с трудностями при попытке их продать.
К примеру, Сафмар пытается продать 900 активов стоимостью около $400 миллионов, включая единственное в России здание, построенное по проекту известного архитектора Захи Хадид.
Два источника в сфере недвижимости говорили, что в продаваемый портфель входят активы, которые Сафмар получил, спасая проблемные российские банки и унаследовав их кредитные портфели, в том числе активы, изъятые у заемщиков за долги.
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Хотя в целом, по словам игроков рынка, проводимая ЦБР чистка банковского сектора приведет к его оздоровлению, в среднесрочной перспективе она усиливает нервозность и создает проблемы для предприятий малого и среднего бизнеса.
Управляющий директор российского подразделения Kia Motors Александр Мойнов сказал Рейтер, что один из дилеров Kia столкнулся с нехваткой ликвидности, не получив рефинансирование от банка Открытие до того, как Центробанк взял его под свой контроль.
Kia занимает второе место по продажам в России, уступая Автовазу. По словам Мойнова, некоторые дилеры не могут получить кредиты в крупных банках, будучи слишком мелкими для них, и вынуждены обращаться к частным банкам, использующим более агрессивную бизнес-модель.
“Дилеры кредитуются в том числе в тех банках, которые попадают под санацию. И в этом случае новое управление принимает новые решения - останавливает кредитование или перекредитовку... Было несколько случаев, когда изменения в политике банка приводили к фактически банкротству дилера”, - сказал Мойнов.
“Мы чувствуем изменения в Открытии, не массовые, но какие-то дилерские центры страдают... Сейчас этому дилеру не хватает порядка 150 миллионов рублей”.
обсуждение