При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) может остаться без своего представителя на собраниях кредиторов банков и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Фактически это означает, что права голоса лишится Федеральная налоговая служба (ФНС), так как именно ей из-за конфликта интересов АСВ как конкурсного управляющего и крупнейшего кредитора делегировано право участия в собраниях.
Поправки в закон о банкротстве и закон о страховании вкладов физлиц подготовлены Минфином и размещены на сайте правовых актов.
Основную массу требований АСВ в деле о банкротстве банка составляют требования, которые перешли к госкорпорации в результате выплаты возмещения по вкладам. Они удовлетворяются в составе первой очереди кредиторов наравне с вкладчиками. Учитывая значительный размер требований по вкладам, АСВ в большинстве случаев является доминирующим кредитором в деле о банкротстве банка. При этом одновременно оно осуществляет полномочия конкурсного управляющего банка.
"Таким образом, Агентство в настоящее время пользуется в деле о банкротстве кредитных организаций тремя привилегиями - первоочередное удовлетворение требований, возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях кредиторов и осуществление полномочий органов управления банка", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Аналогичная проблема возникает и в делах о банкротстве негосударственных пенсионных фондов, в которых АСВ осуществляет полномочия конкурсного управляющего и является крупнейшим конкурсным кредитором, так как выплачивало гарантийное возмещение по обязательствам фондов.
Сейчас во избежание прямого конфликта интересов в деле о банкротстве требования АСВ представляет ФНС. При этом законодательством не предусмотрен механизм предотвращения конфликта интересов применительно к иным требованиям АСВ, предъявляемым в деле о банкротстве финансовой организации, которые не связаны с выплатой страхового возмещения, но удовлетворяются в первую очередь. Например, требования АСВ, возникшие в рамках применения мер по предупреждению банкротства банка, требования к НПФ, приобретенные при выплате гарантийного возмещения за счет фонда гарантирования пенсионных накоплений.
"Существующее совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет Агентству чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур", - отмечает Минфин.
Для соблюдения баланса прав и законных интересов всех участников дела о банкротстве предлагается поразить АСВ в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов через уполномоченный орган - ФНС.
Планируемый срок вступления законопроекта в силу - март 2018 года.
обсуждение