При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российские банки в перспективе смогут быстрее развивать взаимодействие с региональными банками Китая, поскольку они напрямую финансируют только проекты в Поднебесной, а значит менее подвержены санкционному давлению, полагает первый вице-президент Газпромбанка Денис Камышев.
Камышев отмечает, что в последнее время возрастает активность ряда региональных китайских банков, они начинают напрямую выходить на российские финансовые институты, фонды и клиентов.
"Я считаю, что с региональными банками (Китая — ред.) развитие может быть более быстрое, просто прошло еще недостаточно времени — в системном режиме взаимодействие началось меньше года назад. Региональные банки менее подвержены "санкционному" давлению, чем любые крупные банки. Они работают только в Китае и напрямую финансируют только китайские проекты, что не является никакой санкционной историей", — сказал он в интервью РИА Новости.
При этом он напомнил, что есть ряд крупных банков, которые работают с Россией. "Это China Development Bank, Bank of China, Agricultural Bank of China. Каждый имеет свой набор проектов, который обсуждается с российской стороной. Таким образом, китайская сторона политически распределила различные сегменты сотрудничества с Россией по потенциальным партнерам", — пояснил Камышев.
Для Газпромбанка, по словам собеседника агентства, интересен китайский рынок капиталов в целом, включая и Гонконг, и континентальный Китай. Он отметил, что сегодня банк ведет переговоры в области синдицированных кредитов и операций с юанями и присутствует интерес со стороны клиентов. "Этот источник фондирования безусловно представляет интерес, особенно в условиях сокращения объема западного финансирования", — сказал он.
"У нас есть публичные истории, вы знаете, — банк размещал собственные облигации в юанях. Даже безотносительно возможной экономической нормализации отношений с Европой и США и снятия ограничений на операции на западных рынках капитала, я думаю, интерес к китайскому рынку капитала будет сохраняться. Этот рынок уже открыт и нужно просто аккуратно, шаг за шагом, спокойно выстраивать цепочки взаимодействия", — уверен Камышев.
По его словам, Газпромбанк разрабатывает ряд совместных проектов для клиентов со своим давним стратегическим партнером China Development Bank, однако о деталях пока говорить преждевременно.
Также Газпромбанк рассматривает возможность листинга на китайских биржах для клиентов, которые могут быть в этом заинтересованы.
"В целом интересно все, где есть хорошая маржинальность", — заявил Камышев. Из того, с кем банк работает уже сейчас, интерес представляет, например Южная Корея. Так, Газпромбанк работает с корейской компанией Daelim: дочерняя компания банка ОМЗ подписала с ней соглашение о стратегическом партнерстве, о создании отдельного совместного предприятия. Финансирование Газпромбанка может быть частью этого проекта.
"Есть другие корейские компании, которые очень активны в России. Здесь есть потенциал для развития торгового финансирования. На российском экономическом ландшафте корейский бизнес вообще виден очень хорошо, но финансовые институты у них гораздо осторожнее и гораздо более закрыты. Это та история, которую мы сейчас пытаемся как-то преломить", — рассказал Камышев.
Еще одним перспективным партнером для Газпромбанка является Япония. "Хотя она, конечно, следует в политическом фарватере Большой Семерки, но, тем не менее, японский бизнес осознал две вещи. Первое: японские компании понимают свой интерес, понимает потенциальные возможности на российском рынке, потому что он много лет здесь. И при этом они понимают, что начинают терять завоеванные годами труда позиции", — пояснил Камышев.
Он рассказал, что Japan Bank for International Cooperation (JBIC), 100%-но государственный институт, в мае внес изменения в свой устав, чтобы иметь возможность более гибко проводить инвестиции на развивающихся рынках, в том числе в России.
"Теперь они могут входить в капитал, предоставлять долговое финансирование, даже без участия коммерческих банков. То есть, у нас есть японский государственный институт, который в принципе рассматривает большое количество сделок здесь, готов предоставлять финансирование", — подчеркнул он.
"Есть Индия, которая сейчас бурно растет. Это очень сложный рынок. В основном там, конечно, может идти речь о возможных поставках российской продукции и, как следствие, обслуживании финансовых потоков со стороны российских финансовых институтов. Сами по себе российские финансовые институты там не сильно конкурентоспособны. У Газпромбанка есть представительство в Индии, банк там поддерживает своих клиентов, в основном, российских", — рассказал собеседник агентства.
Рассуждая о перспективах работы на рынке Латинской Америки, Камышев отметил, что это один из редких регионов, которому Россия пока уделяет недостаточно внимания, но точно может быть конкурентоспособной. "Просто надо очень грамотно определить свои приоритеты — что мы как бизнес хотим там сделать", — заметил он.
По мнению собеседника агентства, российские финансовые институты, работающие исключительно как дочерние структуры, в Латинской Америке, не нужны в текущем режиме. "Потому что там есть устоявшаяся финансовая система. Но российский промышленный сегмент, который инвестирует в Латинскую Америку — история очень востребованная. Ситуация уникальная: по сути, соотношение цена-качество для латинского рынка примерно совпадает с профилем возможностей российской экономики", — объяснил он.
"Во всех странах, кроме, может быть, Венесуэлы, высокой турбулентности нет. Бразилия еще, но в Бразилии больше турбулентность политическая, чем экономическая.
Аргентина — это понятное правительство, понятное направление развития. Те меры, которые правительство принимает, для иностранных инвесторов, безусловно, выгодны: снижение валютных ограничений, возможность инвестировать в любой сектор, возможность вывода выручки за рубеж, — продолжил он. Интересной с экономической точки зрения представляется и Колумбия.
Аргентина, отметил Камышев, очень интересна для российских компаний. "Там объявила проекты и "Интер РАО", там есть объявленные проекты и у "Газпрома", там есть проекты даже у Газпромбанка. Есть инфраструктурный транспортный проект, который мы сейчас рассматриваем и по которому хотим принять в ближайшее время какое-то решение. Такой же похожий проект, брат-близнец, рассматривается в Колумбии, но на более ранней стадии", — рассказал он.
обсуждение