При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Отдельные госбанки могут не выполнить к 1 января 2019 года требования закона о сборе биометрических данных в 20% своих отделений. Дело в том, что многие игроки рассчитывают на готовое типовое решение, разработанное «Ростелекомом», которое будет представлено рынку через две недели. А заключить договор с компанией (или с иным вендором) банки с госучастием могут лишь через госзакупки, что занимает от трех месяцев до полугода.
В ходе заседания комитета Ассоциации по финансовым технологиям Ассоциации банков России 9 октября представители «Ростелекома» обсуждали с кредитными организациями процедуру подключения банков к Единой биометрической системе (ЕБС), а также последние изменения требований по обеспечению информационной безопасности (ИБ) при работе с биометрическими данными. Коммерческий директор проектного офиса «Цифровая идентичность» компании «Ростелеком» Юлия Дудкина рассказала о разработанном компанией типовом решении по информационной безопасности для работы с биометрическими данными. По ее словам, в течение двух недель «Ростелеком» определится с интеграторами решения и тогда же будет определена окончательная стоимость продукта.
У представителей госбанков возник вопрос относительно порядка приобретения решения «Ростелекома». По словам начальника отдела развития цифровых платежных сервисов Промсвязьбанка Ольги Алексюк, банки с госучастием обязаны проводить закупки в строгом соответствии с требованием закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то есть придется пройти процесс госзакупки. «Мы реально понимаем, что за оставшийся период времени невозможно будет решить вопрос с интеграцией типового решения "Ростелекома" с учетом того, сколько длятся подобные процессы»,— отметила она. По словам банкиров, процесс выбора поставщика может занимать от трех месяцев до полугода. Другие представители госбанков, участвовавшие во встрече, также отметили, что ранее поднимали этот вопрос.
В результате участники совещания заговорили о возможности неприменения к банкам мер в рамках антиотмывочного закона №115-ФЗ, если из-за длительных конкурсных процедур они не смогут уложиться в установленный срок. Юлия Дудкина заверила, что готова вместе с банкирами участвовать в диалоге с регулятором «в параллели». В ЦБ не ответили на запрос “Ъ”.
Проблемы с выбором готового продукта могут возникнуть и у других банков с госучастием.
Как показал опрос “Ъ”, многие пока окончательно не определились, как будет решен вопрос с информационной безопасностью при сборе биометрии.
В частности, в ВТБ и банке «Глобэкс» отметили, что вопрос выбора целевого решения по биометрии сейчас прорабатывается. В ФК «Открытие» сообщили, что планируют реализовать одно из «коробочных» ИТ-решений, сейчас специалисты проводят исследования рынка. Также к готовым решениям склоняется «Российский капитал». Все названные банки подтвердили, что проводят закупки в соответствии с требованиями 223-ФЗ. «Компания с госучастием вправе заключить договор с поставщиком вне конкурса, если его услуги уникальны или же взаимодействие с конкретным поставщиков предписано в нормативном документе,— отмечает гендиректор юридической компании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина.— Если же предложений много, то конкурс необходим».
Учитывая длительность процедуры госзакупок, банкиры могут не успеть до нового года. Самостоятельная же разработка не всем под силу. По словам зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова, сложность самостоятельной разработки объясняется дефицитом квалифицированных кадров, необходимых для создания эффективных проектных команд. «Если собственные разработки ПО в банке неразвиты, то инвестиции в персонал для достижения данных локальных целей могут существенно превысить стоимость покупки готового решения»,— пояснил он. Кроме того, как сообщили “Ъ” в Сбербанке, до сих пор не все требования к программно-аппаратной реализации процесса удаленной идентификации сформулированы контролирующими органами. Например, добавили в банке, до сих пор не обозначена четкая позиция по возможности использования веб-браузера в качестве альтернативного способа получения услуги.
обсуждение