При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В пятницу Госдума одобрила два законопроекта, движению которых активно сопротивлялось страховое лобби,— о создании национального госперестраховщика с обязательной передачей ему 10% рисков со всего рынка и об обязательных продажах электронного ОСАГО. Первый документ заставит страховщиков пользоваться услугами госкомпании, второй — продавать ОСАГО в убыточных регионах. Идеолог обоих проектов — ЦБ — ссылается на проблемы потребителей: без госкомпании негде перестраховать санкционные риски, а владельцы автомобилей не могут купить полис уже в пяти регионах РФ.
Кроме того, за счет НПК регулятор надеется уменьшить отток перестраховочной премии за рубеж. Как говорится в пояснительной записке к проекту, в 2014 году, по данным ЦБ, объем рынка коммерческого перестрахования в РФ составил 138,5 млрд руб., из которых свыше 100 млрд руб. было перечислено зарубежным перестраховщикам. За последние три года объем премии, переданной в перестрахование на международный рынок, превысил 260 млрд руб. В то же время объем перестраховочной премии, поступившей с международных рынков в РФ, составил чуть более 40 млрд руб. "С учетом того что совокупный капитал всех страховых и перестраховочных компаний составляет на сегодняшний день 155 млрд руб., а уставный капитал национальной перестраховочной компании планируется в размере более 70 млрд руб., ее возможности предоставлять имеющиеся у нее перестраховочные емкости российским и иностранным перестрахователям на коммерческой основе сократят отток валютных средств и позволят увеличить объем входящей премии с международных рынков",— ожидают авторы проекта.
Существовать НПК будет в форме "дочки" ЦБ. Начало ее работы намечено на 1 января 2017 года. При этом, как отметила в своем заключении на проект Счетная палата, если уставный капитал игрока будет наполняться за счет прибыли ЦБ, регулятору не хватит половины требуемой суммы. После перечисления в федеральный бюджет в 2016 году 90% прибыли ЦБ (прогноз — 302 млрд руб.) "в распоряжении Банка России остается примерно 30 млрд руб.", а в пояснительной записке к проекту утверждается, что "уставный капитал национальной перестраховочной компании планируется более 70 млрд руб.", предупреждают госаудиторы. Страховой же рынок в проекте об НПК не устраивает положение об обязательной передаче ей 10% рисков со всех договоров, которые компании отдают в перестрахование, кроме ОСАГО, "Зеленой карты" и накопительного страхования жизни.
Еще один страховой законопроект, принятый в пятницу сразу во втором и третьем чтениях, также инициирован регулятором — это поправка к закону об ОСАГО, обязывающая страховщиков продавать полисы в электронном виде (также с 1 января 2017 года). Этим регулятор надеется побороть дефицит полисов, который в настоящий момент наблюдается минимум в пяти регионах РФ из-за того, что страховщики минимизируют продажи на территориях, где особенно активны автоюристы. По словам представителей компаний, посредники выкупают права требования по выплате у автомобилистов и через суд получают завышенные в несколько раз возмещения.
Покупка ОСАГО в интернете стала возможной с 1 июля 2015 года. С тех пор до начала июня продано более 200 тыс. таких полисов, и особенный спрос на Е-ОСАГО обеспечивают как раз убыточные для страховщиков территории (лидер рынка — "Росгосстрах" — уже приостановил электронные продажи). Альтернативный механизм развивает Российский союз автостраховщиков. С 1 июня должна была заработать система межагентских соглашений страховщиков по продажам полисов на убыточных территориях. Впрочем, судя по тому, что глава департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук уже предупредил рынок о создании госкомпании в ОСАГО, если не будет устранен дефицит полисов, система межагентских соглашений работает пока слабо.
Впрочем, уже с 1 января 2017 года ЦБ начнет наказывать страховщиков за саботаж в продажах ОСАГО.
обсуждение