При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, предусматривающий продление амнистии капиталов до 28 февраля 2019 года включительно. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроекты во втором чтении в конце пленарного заседания Госдумы в среду, а в пятницу, 9 февраля, - в третьем чтении.
Пакет законопроектов внесен группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым во исполнении поручения президента РФ Владимира Путина. Предусматриваемый законопроектами второй этап амнистии капиталов в полном объеме сохраняет гарантии для россиян, воспользовавшихся предоставленной возможностью декларирования в ходе первого этапа в 2015-2016 годах. При этом подача декларации в ходе первого этапа не препятствует представлению специальной декларации с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
В рамках амнистии физлицам предоставляется возможность добровольно задекларировать свое имущество и активы, в том числе оформленные на номинальных владельцев, а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании (КИК) в обмен на освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей и неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Амнистия распространяется на все связанные с иностранными активами и счетами доходы, операции и сделки.
Одновременно вносятся корреспондирующие поправки в ст. 76.1 Уголовного кодекса РФ, распространяющие уже существующие в уголовном праве гарантии на лиц, "представивших специальные декларации в ходе второго этапа декларирования".
Особенности второго этапа амнистии капиталов
Согласно законопроектам, под амнистию подпадут не только открытые, но и закрытые к моменту подачи декларации счета в зарубежных банках (при этом сами указанные в декларации зарубежные счета должны быть открыты по состоянию на 1 января 2018 года). Это важное уточнение, так как с момента первой амнистии срок давности привлечения к ответственности увеличился до двух лет, а суммы штрафов за нарушения в сфере валютного регулирования существенно повысились.
В документах разъясняются некоторые понятия, по поводу которых у бизнеса были вопросы в ходе первого этапа амнистии - в частности, каким образом заполнять графу декларации "способы и механизмы формирования имущества, указанного в декларации". Также законопроектами предлагается наделить Минфин правом разъяснять порядок заполнения декларации в сложных случаях.
Еще одно важное нововведение, предлагаемое в законопроектах и не имеющее отношение к амнистии, это продление срока "безналоговой ликвидации" контролируемых иностранных компаний. Действующие нормы предусматривали освобождение контролирующих лиц - российских налоговых резидентов от налога на "ликвидационные дивиденды" (превышение стоимости получаемого при ликвидации имущества над стоимостью вклада в ликвидируемую компанию) в случае ликвидации КИК до 31 января 2018 года. Законопроектом предлагается продлить этот срок по аналогии со сроком амнистии - до 1 марта 2019 года.
При этом расширяются нормы, предусматривающие налоговую льготу при возврате бизнеса в страну, - в соответствии с документами, безналоговая ликвидация КИК распространяется не только на имущество и имущественные права, но и на денежные средства.
Также поправки в Налоговый кодекс предоставляют участнику амнистии возможность при продаже имущества, которое задекларировано в ходе амнистии и передано от номинала фактическому держателю, принимать к вычету расходы в размере его стоимости при передаче - по аналогии с безналоговой ликвидацией. В ходе первого этапа, если декларант переписал на себя имущество с номинала, то при его продаже, поскольку он его получил безвозмездно, получалось, что НДФЛ при продаже имущества, которое было указано в декларации и которое было передано от номинального держателя, надо платить с полной стоимости.
"Это важнейший шаг по решению вопроса деофшоризации экономики, потому что одна сторона - это та, которую мы делали по законам о КИК (контролируемых иностранных организациях), ужесточение отчетности, ужесточение ответственности, а другая сторона - это как раз возможность людям продекларировать и не нести ответственность. Сегодня бизнес обратился к государству за защитой, сегодня он поверил, что только Российское государство сможет его защитить", - сказал один из авторов пакета законопроектов, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
В свою очередь глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков привел данные о притоке средств на российские счета компаний в период первого периода амнистии капиталов. "На начало 2015 года было 42,5 трлн рублей на счетах, на 2017 год - 52 трлн. Понятно, что эти средства увеличились не только за счет притока средств из-за рубежа, но цифра достаточно показательная", - сказал он.
Если говорить о физлицах, то на их счетах на начало аналогичного периода было 18,5 трлн рублей, на конец 2017 года стало 26,5 трлн рублей, добавил Аксаков.
обсуждение