При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рекордный приток клиентов в НПФ дорого обошелся группе БИН. Общие расходы на привлечение у двух крупнейших фондов группы — "Европейского" и "Доверия" — превысили 6 млрд руб., поэтому по итогам 2015 года оба фонда показали убыток по МСФО. В группе подчеркивают, что результат отражает инвестиции в развитие бизнеса. Участники рынка согласны, что задачи быстрого возврата вложений перед НПФ не стоит — они интересны как источник длинных пассивов.
Как следует из отчетности по МСФО, раскрытой в конце прошлой недели, чистый убыток НПФ "Европейский" по итогам 2015 года составил 4,7 млрд руб. (почти втрое выше убытка 2014 года). Отрицательный капитал вырос вдвое, до 1,16 млрд руб. Из фондов, раскрывших отчетность по МСФО к настоящему моменту, это рекордный показатель. Сходные результаты продемонстрировал другой крупный фонд группы БИН — НПФ "Доверие". Его чистый убыток составил 2,4 млрд руб. (против 1,4 млрд руб. убытка годом ранее), отрицательный капитал — 890 млн руб. (чуть выше, чем в 2014 году). Показатели других НПФ группы — "Сафмар", "Образование и наука" и "Регионфонд" — по МСФО выглядят лучше, но эти фонды не вели активного привлечения клиентов.
По итогам кампании 2015 года по переводу пенсионных накоплений "Европейский" (900 тыс. человек) и "Доверие" (600 тыс. человек) вошли в тройку крупнейших по реальному росту клиентской базы (наряду с НПФ Сбербанка с результатом 1,115 млн привлеченных клиентов; о результатах фонда по МСФО за 2015 год см. справку). Как следует из отчетности, рост клиентской базы вылился для флагманов пенсионной группы БИН в убытки свыше 6 млрд руб. "Фонды активно направляли средства на привлечение клиентов и развитие НПФ — это плановый процесс. Финансовый результат отчетности отражает инвестиции в развитие бизнеса за предыдущие периоды",— сообщили в группе. По российским стандартам, подчеркнули там, оба фонда прибыльны.
Взрывной рост базы невозможен без резкого роста расходов на привлечение, признает гендиректор УК "Тринфико" Дмитрий Благов. "Оплату услуг агентов или сетей НПФ провели в 2015 году, при этом пенсионные накопления новых клиентов начали работать лишь в 2016 году, когда пришли перечисления из ПФР и других НПФ",— отмечает господин Благов. По его оценке, расходы на привлечение НПФ смогут вернуть в течение пяти-семи лет. "Убыток "Европейского" и "Доверия" по МСФО в текущем году не выглядит критичным с учетом существенного увеличения клиентской базы и, как следствие, возможности нарастить доходы в будущем",— отмечает господин Кенигсберг. "НПФ интересны банковским и финансово-промышленным группам прежде всего как источник длинных пассивов. При этом генерировать прибыль может не сам НПФ, а основной бизнес бенефициаров фондов",— отмечает руководитель НПФ из топ-10 по активам. По его словам, затраты группы БИН на привлечение оправданы, так как "при покупке сопоставимого по размерам фонда затраты были бы в разы выше".
В то же время, на результат "Европейского" по МСФО повлияла и существенная переоценка ценных бумаг, отмечает глава практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. МСФО предполагает более строгий подход к оценке качества активов, отмечает президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков. "Итоговый финансовый результат зависит и от качества активов, — подтверждает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. — В частности, по МСФО идет перерасчет по перекрестным вложениям, вложениям в закрытые ПИФы, ИСУ".
обсуждение