При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвестиционный спрос в июле закрепил за собой роль локомотива восстановления экономики РФ при сохраняющейся слабости потребления, но опережающий прогнозы рост реальных зарплат может обеспокоить Центробанк, став поводом для более осторожной денежно-кредитной политики, считают экономисты.
Опубликованный Росстатом блок статистики отразил, в основном, ухудшение основных макроэкономических индикаторов относительно июня. Рост промпроизводства в июле замедлился до 1,1 процента в годовом выражении с 3,5 процента в июне за счет обрабатывающих отраслей, сельское хозяйство показало спад на 2,9 процента год к году после снижения на 1,3 процента в предыдущем месяце.
Увеличение розничного оборота замедлилось до 1,0 процента в годовом выражении с 1,2 процента в июне. Слабость в этом сегменте стала следствием роста продовольственной инфляции, которая заставила домохозяйства более осторожно относиться к покупкам, считает Лиза Ермоленко из Barclays.
Продажи продовольствия в июле повысились на 0,1 процента год к году после снижения на 0,6 процента в июне, а рост продаж непродовольственных товаров, наоборот, замедлился до 1,9 процента с 2,9 процента месяцем ранее.
Плодоовощной сегмент перестал дорожать в начале июля, а в предыдущие несколько месяцев препятствовал замедлению инфляции.
Частное потребление восстанавливается очень медленно и уже не является локомотивом экономики, но продолжающийся рост инвестиций позволяет говорить о них как об основной движущей силе в этом году.
Росстат в четверг раскрыл данные за первое полугодие: инвестиции в основной капитал возросли на 4,8 процента. Служба не приводит данные отдельно за второй квартал, в первом квартале показатель вырос на 2,3 процента.
Из этого следует, что во втором квартале рост капитальных инвестиций оказался в районе 6 процентов год к году, драйверами выступили увеличение производства инвестиционных товаров, импорт оборудования, восстановление в строительном сегменте, сказал Александр Исаков из ВТБ Капитала.
На ведущую роль инвестиционного спроса указывает и динамика в строительстве. Объем строительных работ вырос в июле на 7,1 процента год к году после более чем 5-процентного роста в июне.
Инвестиции растут благодаря нежилищному сегменту, в частности, строительству трубопроводов, объектов к чемпионату мира по футболу, дорожному строительству, тогда как потребительский сектор остается под давлением: жилищное строительство продолжает снижаться, отмечает Владимир Тихомиров из БКС.
ЗАРПЛАТЫ - ФАКТОР РИСКА?
Темпы увеличения реальной заработной плата в РФ в июле на 4,6 процента в годовом выражении превзошли прогнозы аналитиков.
Центробанк, в случае сохранения этой тенденции, может стать еще более осторожным в смягчении денежно-кредитной политики в этом году, полагают некоторые эксперты.
"ЦБ пока что продолжает утверждать, что это не представляет рисков для инфляции, но если номинальный рост зарплат стабилизируется около 8-9 процентов год к году, это все-таки очень быстро для российской экономики", - считает Ермоленко из Barclays.
В конце июля ЦБР приостановил цикл снижения ключевой ставки, сохранив ее на уровне 9,0 процентов, из-за возросших инфляционных ожиданий.
Учитывая продолжение роста и увеличение реальных зарплат, ЦБР может замедлить темп денежного смягчения для того, что держать инфляцию в районе 4 процентов, полагает Владимир Миклашевский из Danske Bank.
К тому же, регулятора беспокоят риски, связанные с ожиданиями меньшего урожая, чем в прошлом году.
C другой стороны, темпы увеличения зарплат в частном секторе соответствуют росту производительности труда, госсектор также не должен беспокоить ЦБР, пока сохраняется в силе ответственная бюджетная политика, уверен Исаков из ВТБ Капитала.
Несмотря на рост реальных зарплат, реальные располагаемые доходы, приостановившие падение в июне, в июле вернулись в нисходящую тенденцию.
Аналитики объясняют сокращение этого показателя, в том числе, ростом потребительского кредитования, ослаблением рубля и отсутствием индексаций различных социальных выплат.
"Я не вижу причин ожидать существенного роста потребления: доходы не растут, а рост зарплат остается низким. Это не значит, что роста потребления вообще не будет, просто он будет вялым и не будет главным драйвером экономики,"- полагает Тихомиров из БКС.
обсуждение