При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Deutsche Bank, для которого штрафы стали почти рутинными расходами, согласен выплатить $630 млн, для того чтобы Великобритания и США прекратили расследование в отношении схемы, которая позволила вывести $10 млрд из России.
Колумнист Bloomberg Леонид Бершидский пишет, что клиенты Deutsche Bank, в интересах которых осуществлялся вывод средств, больше не нуждаются в таком канале вывода средств: отток капитала из России упал до минимума.
В период между 2012 и 2014 гг. московский филиал Deutsche Bank выполнил длинную серию странных операций. Клиенты поручали ему покупать высоконадежные российские ценные бумаги за рубли, а затем продавать точно такое же количество этих ценных бумаг в Лондоне или Нью-Йорке за иностранную валюту. Иногда Deutsche Bank выполнял только одну сторону в "зеркальной торговле", единственной целью которой было вывести капитал.
Пока неясно, кто именно входил в список клиентов. Традиционно схема "зеркальных торгов" дает возможность использовать крупные лазейки для импортеров, которые хотят избежать выплаты налогов или просто вывести средства. Каждая из операций, взятая по отдельности, абсолютно законна.
Также не очень понятно, могут ли "зеркальные торги" быть определены как отмывание денег или это всего лишь форма сохранения капитала. После вхождения Крыма в состав России в 2014 г. и особенно после падения цен на нефть в этом году сохранять рублевые денежные накопления стало неразумно: было понятно, что валюта пострадает. Так и получилось.
Кроме того, западные санкции дополнительно усилили давление на отток капитала. В 2014 г. Россия столкнулась с рекордно высоким уровнем оттока капитала из частного сектора – он составил $152,1 млрд. На торги Deutsche Bank пришлась лишь незначительная часть бегства капитала.
В прошлом году отток капитала из России оказался самым низким с 2008 г. – около одной десятой от общей суммы 2014 г., по данным ЦБ РФ.
В 2015 г. последовала очередная волна оттока капитала. Западные санкции и падение экономики затруднили получение иностранного финансирования российскими банками и компаниями, которые не могли погасить свои долги.
В 2015 г. иностранные финансовые обязательства российских банков достигли рекордных $60 млрд, иностранные финансовые обязательства нефинансовых компаний сократились на $5,8 млрд – еще один рекорд.
Однако в прошлом году ЦБ рассмотрел ситуацию с внешней задолженностью 27 банков и сообщил, что, несмотря на то что ожидаемые выплаты иностранным банкам с октября 2016 г. по июль 2017 г. превысят показатели годом ранее, "около 40% межбанковских кредитов будут рефинансированы, тогда как в прошлом году банки ожидали полного погашения долга перед иностранными банками".
В 2016 г. иностранные обязательства российских банков сократились на $27,4 млрд, нефинансовые компании взяли на себя $21 млрд внешнего долга. Общий долг российского корпоративного сектора остался практически неизменным на уровне $518,7 млрд.
Это по большей части объясняет сравнительно небольшой отток капитала в 2016 г.: иностранные деньги вернулись российским заемщикам.
Правительство России оказалось немного смелее с точки зрения внешних заимствований, поскольку столкнулось с дефицитом бюджета, который надо было покрыть. Международные резервы выросли до $377,7 млрд в декабре по сравнению с $368,4 млрд годом ранее.
Хотя экономика России остается на прежнем уровне – после двух лет рецессии ожидается рост ВВП всего на 1,2%, - почти нет причин, по которым частный бизнес может вывести деньги из страны. В прошлом году рубль вырос на 20% по отношению к доллару.
Если президент США Дональд Трамп смягчит санкции, западные деньги перетекут в недооцененные российские активы, в том числе задолженности. Это также даст обменному курсу рубля еще один импульс, который компании с рублевой наличностью не должны пропустить, несмотря на то что правительство будет делать все возможное, чтобы заглушить его, нуждаясь в слабом рубле, для того чтобы сбалансировать бюджет.
То есть для правительства умеренный отток капитала, который будет больше нынешнего, может быть даже выгодным. Тем не менее вряд ли стоит ожидать его резкого роста. Схемы, которые обошлись Deutsche Bank в $630 млн, уже вышли из моды.
обсуждение