При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
По экспертным оценкам, на 30 «белых» взыскателей долгов приходится до 800 недобросовестных.
Борьба Генпрокуратуры с «черными» коллекторами не достигает цели. Региональные органы прокуратуры выбирают для проверок коллекторские компании по принципу «кого легче найти». В результате прокуроры главным образом проверяют «белых» коллекторов, работающих в рамках правового поля. Об этом говорится в письме за подписью президента Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Алексея Саватюгина, направленном первому заместителю генерального прокурора Александру Буксману.
Алексей Саватюгин указывает, что в НАПКА регулярно поступают жалобы граждан на нарушения при взыскании долгов по кредитам банков и микрофинансовых организаций, в том числе связанные с угрозой жизни и здоровью заемщиков, порчей их имущества, оскорблениями должников. По оценкам лидера коллекторского рынка — компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», примерно на 30 профессиональных агентств приходится около 600–800 тех, кто нарушает все нормы и по праву называется выбивателем долгов.
«Такие жалобы поступают на компании, не входящие в НАПКА, среди них МФО, коллекторы, кредитные организации, — пишет Алексей Саватюгин. — Ассоциация, в свою очередь, обращается в компании, на которые поступают жалобы, с просьбой провести внутреннее расследование по жалобе гражданина, подготовить на обращение ответ по существу, действовать в рамках правового поля и т.д. Но практика показала, что таких обращений недостаточно. Коллекторы, не входящие в НАПКА, не отвечают на наши обращения или пытаются решить вопрос любыми способами, чтобы не рассматривать жалобы граждан».
Органы прокуратуры, в свою очередь, не проявляют активности в борьбе с «черными» коллекторами. Алексей Саватюгин пишет, что региональные прокуроры часто «проводят одни и те же проверки компаний — членов НАПКА вне зависимости от наличия или отсутствия жалоб на них.
«Выбор объекта проверки осуществляется по принципу «кого легче найти», — указывает президент НАПКА. — Таким образом, не производится проверка работы «черных» коллекторов. Цель, поставленная Генпрокуратурой, не достигается».
В качестве примера Алексей Саватюгин привел список компаний, на которых в НАПКА поступают многочисленные жалобы: ООО «Русдолгконтроль» (39 жалоб за 2015 год), ООО «Русдолгнадзор» (15 жалоб) и ООО «Югорское коллекторское агентство» (18 жалоб). Президент НАПКА просит Генпрокуратуру взять на контроль эти компании, пресечь их деятельность по взысканию кредитных долгов с нарушениями.
Еще летом прошлого года Центробанк и правоохранительные органы обязали усилить борьбу с неправомерными взысканиями долгов с заемщиков банков и микрофинансовых организаций. Соответствующее поручение было дано Советом безопасности руководителям ЦБ и МВД. В конце 2014 года на форуме ОНФ президент Владимир Путин заявил, что правоохранительные органы должны вмешиваться, если коллекторские организации действуют незаконно при попытке взыскать с должника денежные средства по кредитам. При этом и в 2015-м, и в этом году рынок периодически сотрясают истории, связанные с незаконной деятельностью «черных» коллекторов.
— Только если органы правопорядка будут активно реагировать на тяжелые жалобы и бороться с компаниями — лидерами по этим жалобам, а не со всеми коллекторами подряд, можно навести порядок на этом рынке, — уверен директор НАПКА Борис Воронин. — Если этой работы не будет или она будет формальной, никакой закон о коллекторах ничего не изменит, а только ухудшит ситуацию.
По мнению президента компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, проблема «черных» коллекторов будет решена после принятия профильного закона, и к 2017 году количество громких случаев с их участием снизится в разы.
По словам управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, сегодня проблема «черных» коллекторов практически нерешаема — можно привлечь отдельного гражданина, скажем, за угрозы здоровью и жизни, за хулиганство.
— Но само коллекторское агентство продолжит работу и наймет взамен другого сотрудника, — предполагает собеседница. — По сути это будет борьба с ветряными мельницами. Причем необходимо понимать, что привлечь к ответственности «черного» коллектора за хулиганство крайне сложно, а эффект от этих трудозатрат будет по сути нулевой. Законодательство о коллекторах позволит применять меры не только к конкретному сотруднику агентства, но и к самому агентству. Штрафные санкции или угроза закрытия будут стимулировать коллекторские компании избегать в своей работе действий, способных привести к закрытию агентства.
Официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной отметил, что случается, что взысканием задолженности занимаются не только сотрудники организации, которая выдала долг, или легальные взыскатели, но и вовсе сторонние люди. Вот от них-то, указывает он, чаще всего и приходится ожидать абсолютно неадекватных действий за гранью закона.
— Безусловно, прокуроры реагируют по всем фактам нарушений прав граждан, как только им становится об этом известно. Проверяют деятельность микрофинансовых организаций, коллекторов, принимают к ним жесткие меры, при наличии оснований добиваются уголовного преследования виновных. Но это только борьба с последствиями противоправных действий. А для системного перелома необходимо менять условия игры, — подчеркнул Александр Куренной.
12 апреля Госдума приняла законопроект, предполагающий усиление контроля за деятельностью по взысканию долгов и ужесточение санкций для недобросовестных коллекторов, в первом чтении. В частности, предполагается увеличение штрафов за такие нарушения до 2 млн рублей, вводится запрет на методы взыскания, угрожающие жизни и имуществу должников, за нарушения «черные» коллекторы будут привлекаться к ответственности по УК.
обсуждение