При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" при условии его последующей доработки.
Документ, внесенный группой парламентариев во главе с Анатолием Аксаковым, регулирует отношения по привлечению инвестиций юрлицами или индивидуальными предпринимателями посредством инвестиционных платформ и определяет правовые основы деятельности операторов таких платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
Проект устанавливает требования к инвестплатформе, ее оператору и участникам, к раскрытию и предоставлению информации, описывает процесс вложения средств посредством такой платформы. Операторами инвестплатформы могут являться российские общества, включенные Банком России в реестр таких операторов, а их собственные средства (капитал) не может быть менее 5 миллионов рублей.
Комитет обращает внимание, что проектом не предусмотрена возможность взаимодействия между зарубежным инвестором и российским заемщиком посредством инвестплатформы, что "может в перспективе стать достаточно серьезным ограничителем для развития рынка". Поэтому при доработке ко второму чтению комитет предлагает дополнить документ положениями, создающими правовые условия для привлечения иностранных инвесторов, заинтересованных в российских проектах, средства на реализацию которых привлекаются посредством инвестплатформ.
Комитет также отмечает, что действующие технологические краудфандинговые платформы (в том числе возможные российские аналоги платформ Ethereum, Waves и других) "с точки зрения законопроекта" не смогут быть признаны краудфандинговыми (краудинвестинговыми) платформами.
Например, привлечение средств в рамках ICO, осуществляемого на базе Ethereum, может производиться только в форме токенов Ethereum. То есть инвестору сначала необходимо приобрести соответствующую криптовалюту, осуществить ее перевод организатору размещения и только после совершения данных операций получить взамен токены. Это обусловлено спецификой работы блокчейн-платформ, которые не предназначены для учета традиционных денежных средств. А в соответствии с законопроектом привлечение инвестиций посредством предложения токенов без участия оператора инвестплатформы не допускается.
В отношении заемщиков в проекте отсутствует требование о предоставлении информации о смене гендиректора организации и/или о вводе (выводе) учредителей. Между тем, подобные процедуры, по мнению комитета, "могут являться частью мошеннических схем, поэтому отсутствие подобного требования в законопроекте существенно повышает риски потери капитала для инвестора".
Позиция Минфина
Замдиректора департамента финансовой политики Минфина Сергей Патонов отметил необходимость приведения отдельных терминов, используемых в законопроекте о краудфандинге в соответствие с проектом о цифровых финансовых активах.
"Терминология, вопросы, касающиеся токенов и ICO в законопроекте, который мы рассматриваем сейчас, они отличаются и не соответствуют позиции Минфина, которая изложена во втором законопроекте по цифровым финансовым активам. По этому вопросу в профильном комитете (по финансовому рынку) мы планируем обратиться к депутатам с просьбой их привести в соответствие", — сказал замглавы департамента.
обсуждение