При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Второй по величине госбанк РФ ВТБ сохраняет прогноз чистой прибыли в 200 миллиардов рублей в 2019 году, половину которой банк сможет направить на выплату дивидендов, “если не будет каких-то неожиданностей”, сказал в интервью Рейтер президент госбанка Андрей Костин.
По итогам 2018 года ВТБ выплатил акционерам 15% чистой прибыли вместо 50% в качестве компромисса, который нашли Минфин и ЦБ в рамках перехода российской банковской системы на Базель III.
“Пока рано говорить, но в перспективе они (сюрпризы) могут возникнуть: правительство, например, обсуждает вопрос о частичном списании долгов ОПК за счёт банков. Для ВТБ это напрямую связано с потребностями в дополнительном капитале”, - сказал Костин.
Замминистра финансов Алексей Моисеев говорил в ноябре, что размер дивидендов ВТБ по итогам 2019 года будет зависеть от объема списания кредитов оборонных предприятий, но Минфин пока не ждет масштабной реструктуризации.
“Если банк не выполняет требования по капиталу, в том числе по надбавкам, Центральный банк обязан автоматически наложить запрет на выплату дивидендов”, - сказал Костин.
По его оценкам, Базель III за три года с момента его введения в России потребовал от ВТБ дополнительно 450 миллиардов рублей капитала.
ВТБ, как и ряд других российских банков, находится под западными санкциями с 2014 года, что ограничивает банк в привлечении капитала на внешних рынках, где ВТБ часто занимал для пополнения капитала до введения санкций.
“Сейчас для пополнения капитала мы располагаем лишь прибылью. Сегодня нам незачем привлекать капитал у акционера. Ситуацию с его нехваткой мы всегда можем решить за счет дивидендов”, - сказал Костин.
“Если возникают какие-то дополнительные потребности, значит, необходимо “залезать” в дивиденды, что мы и сделали в текущем году”.
МАРЖА ПОД ПРЕССОМ НИЗКИХ СТАВОК
С начала 2019 года Центробанк четыре раза снижал ключевую ставку - она потеряла 125 базисных пунктов, опустившись до 6,5%, что позволяет банкам снижать стоимость фондирования.
Однако крупные заемщики также настаивают на рефинансировании под более низкий процент, что будет давить на прибыльность банков, сказал Костин.
“Так всегда: есть крупный клиент, с ним есть соглашение, что он платит столько-то, но когда снижают ставки, то все клиенты, хоть и не сразу, приходят с вопросами о снижении ставок. Разве откажешь? С крупными компаниями трудно спорить”, - сказал он.
“Очевидно, что ставки будут идти вниз. Если так, то высокую маржу уже не получишь... Когда мы просили снижения ставок, председатель ЦБ меня предупреждала, что мы еще поплачем”.
обсуждение