При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В крупных ПАО обеспокоены дополнительной нагрузкой, которая ляжет на компании после вступления в силу закона о публичной нефинансовой отчетности. Затраты только на ее подтверждение могут составить несколько миллионов рублей, при этом обязанность по ее формированию может коснуться и дочерних предприятий. В Минэкономики пока обрабатывают полученные замечания и предложения.
Как стало известно “Ъ”, крупные публичные компании готовят коллективное письмо в Минэкономики с критикой и предложениями относительно разработанного им законопроекта «О публичной нефинансовой отчетности» (ПНО). Этот вопрос обсуждался на последнем заседании комитета эмитентов акций Московской биржи. По информации “Ъ”, письмо будет направлено в ведомство на этой неделе.
Проект закона был разработан в рамках утвержденной правительством в мае 2017 года концепции развития публичной нефинансовой отчетности. Документ был опубликован в конце прошлого года, обсуждение закончилось на прошлой неделе. Предлагается обязать ПАО с 2019–2020 годов (в два этапа) публично раскрывать отчетность, включающую ряд нефинансовых (экономических, социальных, экологических, институциональных и др.) показателей. Это раскрытие будет касаться госкорпораций, госкомпаний, публичных компаний, а также ряда хозяйственных обществ и государственных унитарных предприятий. На первом этапе — с 2019 года — эта обязанность коснется 33 крупнейших организаций, включая три банка, из которых уже больше половины публикуют такую отчетность. Как указывается в пояснительной записке, цель закона — «повышение инвестиционной привлекательности, прозрачности деятельности организаций».
Вместе с тем эмитенты указали на неопределенность показателей, которые должны будут раскрываться в нефинансовых отчетах. «Это затрудняет понимание требований и подготовку к их введению»,— отмечает представитель одной из крупных компаний. Даже с учетом того, что, согласно законопроекту, состав базовых индикаторов, минимально необходимых для такого раскрытия, в дальнейшем будет утверждаться правительством. По словам партнера «ФБК Грант Торнтон» Владимира Скобарева (является членом межведомственной рабочей группы в рамках работы над концепцией развития ПНО), две трети всех нефинансовых отчетов в мире делаются по стандартам Global Reporting Initiative (GRI). «Для понимания, какого рода показатели могут войти в перечень, лучше всего ознакомиться со стандартами GRI и проектом ООН по выбору основных показателей для отчетности компаний о вкладе в достижение целей устойчивого развития»,— советует он. Итоговый российский перечень, вероятно, будет незначительно отличаться от международных в соответствии с местной спецификой, считает господин Скобарев.
Кроме того, эмитенты обращают внимание на положения законопроекта, касающиеся подтверждения ПНО. «Не прописаны механизмы и порядок такого подтверждения. Однако уже ясно, что это повлечет за собой финансовые издержки»,— отмечает один из собеседников “Ъ”. По словам руководителя аналитического центра ГК «Да-Стратегия» Алексея Журавлева, подтверждение нефинансовой отчетности возможно в трех форматах. «Первый — профессиональное аудиторское заверение. Второй — независимое экспертное общественное заверение, которое в России осуществляют два органа: РСПП и РРС (Российская региональная сеть по интегрированной отчетности.— “Ъ”),— поясняет он.— И третий — так называемое стейкхолдерское заверение при участии заранее определенных ключевых заинтересованных сторон». Подтверждение ПНО любым из этих способов — дело недешевое. «Стоимость услуги может составлять 1,5–7 млн руб.»,— оценивает господин Скобарев. Вместе с тем разработчики закона оценили затраты участников рынка на реализацию требований менее чем в 350 тыс. руб. в год.
Еще одно предложение эмитентов — четче зафиксировать в законе обязанности дочерних предприятий компаний, попадающих под действие закона. «Сейчас неочевидно, может ли предоставлять ПНО только материнская компания или же тратить ресурсы на подготовку дополнительных отчетов будут и все небольшие “дочки”»,— говорят участники рынка. По словам господина Скобарева, предложение логично, скорее всего, эта обязанность будет оставлена только для крупных «дочек», которые по своим параметрам сами попадают под требование закона.
После проведения антикоррупционной экспертизы законопроект будет направлен на рассмотрение в правительство. Однако сроки пока неизвестны — в Минэкономики “Ъ” сообщили, что этот вопрос прорабатывается «с учетом той информации, которая была получена по результатам публичных слушаний».
обсуждение