При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин РФ предлагает запустить новый механизм противодействия сомнительным валютным операциям с участием резидентов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с предложением министерства.
Они сформулированы в виде поправок в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", направленных на рассмотрение в федеральные министерства и ведомства, а также в Банк России.
В законопроекте предлагается закрепить понятие "сомнительной валютной операции". К этой категории предлагается отнести валютные операции, имеющие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствующие целям деятельности, предусмотренной учредительными документами юрлица-резидента, имеющие признаки совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Участниками предлагаемого механизма контроля за сомнительными валютными операциями должны стать ЦБ РФ, уполномоченные правительством органы валютного контроля (Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба), Росфинмониторинг, правоохранительные органы (МВД, Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ) и уполномоченные банки.
ЦБ РФ как орган валютного регулирования по согласованию с другими участниками валютного контроля надлежит установить перечень критериев для определения сомнительных валютных операций и довести их до уполномоченных банков.
На основании этих критериев банки будут обязаны направлять в адрес ЦБ информацию о сомнительных валютных операциях, которую регулятор проанализирует и переадресует либо в органы валютного контроля, либо в Росфинмониторинг, либо в соответствующий правоохранительный орган.
Законопроектом предлагается наделить ЦБ РФ, как орган валютного контроля, на основании документов и информации, представленной уполномоченными органами валютного контроля или Росфинмониторингом, выдавать уполномоченному банку предписания о приостановлении валютных операций по счетам резидента на срок до 30 календарных дней с одновременным информированием об этом правоохранительного органа для принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
В дальнейшем, как предлагается, правоохранительный орган сообщит либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела в уполномоченный банк и в ЦБ РФ не позднее истечения 30-дневного срока. При поступлении от правоохранительного органа решения о возбуждении уголовного дела банк руководствуется таким решением. Если от правоохранительного органа в ЦБ РФ не поступит ответа о принятом им решении, он не позднее следующего рабочего дня направляет в уполномоченный банк решение об отмене предписания о приостановлении совершения валютных операций по счетам резидента.
При поступлении от правоохранительного органа в уполномоченный банк решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо при поступлении в уполномоченный банк решения ЦБ РФ об отмене предписания о приостановлении совершения валютных операций уполномоченный банк возобновляет совершение валютных операций по счетам резидента не позднее следующего рабочего дня со дня истечения установленного срока.
Уполномоченный банк также может возобновить валютные операции, если в установленный срок не получит от ЦБ РФ решения об отмене предписания о приостановлении операций либо соответствующего решения от правоохранительного органа.
Законопроектом также предлагается зафиксировать неприменение к банкам мер гражданско-правовой ответственности за отказ от совершения валютных операций в силу исполнения полученного им предписания ЦБ.
Ранее сообщалось, что, по оценке ЦБ РФ, из общего объема сомнительных операций банков РФ и их клиентов в 2017 году на вывод денег за рубеж пришлось около 96 млрд рублей.
Больше всего сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж пришлось на авансирование импорта товаров (23 млрд рублей, или 24% сомнительных операций по выводу средств за рубеж), на переводы по сделкам и услугам (21 млрд рублей, 22%) и на переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов (19 млрд рублей, 20%).
Объем сомнительных трансграничных операций с ценными бумагами оценивается ЦБ в сумме 13 млрд рублей (14% сомнительных операций по выводу денег за рубеж), почти столько же приходится на сомнительные операции по импорту товаров в рамках Таможенного союза (13%), на импортные операции с использованием льготных режимов - 3 млрд рублей (3%), иные схемы - 4 млрд рублей (4%).
обсуждение