При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Международный валютный фонд обновил свои оценки роста мировой экономики. По его данным, мир ждет пусть скромное, но ускорение: если по итогам 2016-го рост мирового ВВП составлял 3,2%, то по итогам 2017-го он был уже 3,7%. В 2018 и 2019 годах ожидается рост мирового ВВП на 3,9% в год.
Россия, по оценкам МВФ, продолжит отставать от мира. И после небольшого всплеска рост ВВП РФ снова замедлится. По итогам 2017-го российский ВВП, по оценкам МВФ, вырос на 1,8%. В этом году фонд ожидает рост на 1,7%. А с 2019-го и, видимо, вплоть до 2022-го фонд пока прогнозирует рост российской экономики не более чем на 1,5% в год.
На прошлой неделе официальный представитель МВФ Джерри Райс заявил, что «Россия оставила позади два года рецессии» и теперь «благодаря хорошей макроэкономической политике, повышенному экономическому настрою, частично из-за более высоких цен на нефть темпы роста ВВП снова будут положительными».
Однако глава представительства МВФ в России Габриэль Ди Белла, в свою очередь, заявил, что в ближайшие годы потенциальный рост ВВП РФ может быть ограничен 1,5% в год, хотя для удержания своего влияния стране необходимо как минимум 3% в год. Подтолкнуть экономику РФ к росту можно мерами бюджетной политики. «Необходимо снять Россию с нефтяной иглы. Реформы, которые были реализованы начиная с 2015 года и которые окончились одобрением и подписанием закона по новому бюджетному правилу в 2017 году, – очень важные. Это краеугольный камень будущей политики, направленной на рост», – пояснил представитель фонда.
А Райс уточнил, что для ускорения экономического роста правительству РФ нужно «в дополнение к уже существующим последовательному осуществлению фискальных правил и режиму таргетирования инфляции» «бороться со структурными недостатками», улучшать инвестиционный климат, поддерживать инновации, интегрировать российскую торговлю в глобальную экономику и т.п.
Накануне появления новых данных МВФ кандидат в президенты РФ, бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал на своей странице в Facebook критику как самих рекомендаций фонда, так и позиции российских финансовых властей. Он обратил внимание на то, что МВФ похвалил российскую власть за преодоление рецессии, при этом посулив нам «лет через 10 прибавку аж в 3%». «Главное – выполнять их рекомендации, ориентироваться не на внутренние, а на внешние рынки. И все будет хорошо», – пересказывает выводы фонда Титов.
«Очень интересная позиция – ну прямо по классике «вашингтонского консенсуса». Надо, значит, зажимать российский рынок, сохранять жесткую финансовую политику, концентрировать ресурсы у государства в центре, бороться за внешние рынки за счет низких издержек (то есть сдерживать рост зарплат и социальных платежей), усугублять обнищание страны», – замечает Титов.
И все ради чего? Гипотетических 3% роста, которые наступят явно не скоро.
«Вот уж поистине добрые советы», – продолжает бизнес-омбудсмен. «И ведь это основа, база кудринской модели, – указывает он. – Не случайно МВФ так нахваливает все, что делало российское правительство в последние два года». При этом, как Титов уточнил в интервью Deutsche Welle, «Кудрин… засекретил свою стратегию и отдал в кабинеты для того, чтобы весь аппарат ее утвердил».
Такому подходу к экономическому управлению Титов противопоставляет публично обсуждаемую «Стратегию роста», которая предполагает кредитное стимулирование, развитие промышленных кластеров, наращивание инвестиций в экономику и т.д. Стратегия обещает рост ВВП сначала на 6%, затем на 4–5% в год, увеличение доходов населения сначала на 5%, затем на 7–8% в год. Все больше рабочих мест будут создаваться малым и средним бизнесом, значительно вырастет доля среднего класса в РФ.
Борис Титов разъяснил вчера «НГ», что именно он имел в виду: «Проблема российских властей не в том, что они следуют рекомендациям МВФ, а в том, что не решаются встать на путь развития».
Он уточняет: «Либеральный блок правительства и Центробанк настаивают на курсе финансовой стабилизации, но в Кремле созрело понимание исчерпанности этой политики. Больше 1,5% роста ВВП в год она обеспечить не в состоянии, это признает сам МВФ. А России надо минимум 3%, дабы наше отставание от мира не увеличивалось». «Вот поэтому выбор экономической стратегии стал важнейшим политическим вопросом и предметом ожесточенной закулисной борьбы», – пояснил Титов.
По его словам, «сейчас в экономическом отношении Россия напоминает корабль, который не знает, какой курс в будущее ему проложить». «В этом и есть смысл стратегии – курс в будущее. Но ранее необходимость в таком курсе просто не ощущалась, казалось, течения нас сами выведут, куда надо», – добавил Титов.
На вопрос «НГ» о том, к какому варианту стратегии, по его мнению, сейчас склоняются в правительстве и администрации президента РФ – к кудринскому или к варианту самого Титова, бизнес-омбдусмен ответил намеками: «У меня есть некоторые обоснованные предположения на сей счет, но я не хотел бы говорить, что называется, под руку, дабы не спугнуть».
Напомним, в рамках так называемого «вашингтонского консенсуса» странам, столкнувшимся с экономическим кризисом, предлагались следующие универсальные меры: бюджетная дисциплина (целенаправленное сокращение бюджетного дефицита, инфляции), свободное перемещение капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций, дерегулирование экономики, снижение предельной ставки налогов, свободный обменный курс валюты и др. Такие рекомендации выпускались Всемирным банком и МВФ.
Однако этот подход критиковался в том числе самими представителями Всемирного банка и МВФ. В конце 90-х годов экономист Джозеф Стиглиц, когда он еще работал во Всемирном банке, указывал на промахи «вашингтонского консенсуса». В 2011 году теперь уже бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что «вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади».
Да и, как замечают некоторые опрошенные эксперты, рекомендации МВФ для России никак не обязательны. «Более того, совершенно очевидно, что наша страна, даже когда она прислушивается к отдельным советам, действует все-таки самостоятельно, – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Даже если какие-то решения и совпадают с рекомендациями МВФ, мы не склонны рассматривать это как работу под диктовку. Вероятней всего, такие совпадения были продиктованы фактическими реалиями и единственно правильным выбором».
«Вариант Алексея Кудрина может быть наиболее привлекательным для правительства, так как Кудрин зарекомендовал себя в качестве эксперта при создании Резервного фонда, который способствовал покрытию дефицита бюджета последних лет и помог сохранить социальные гарантии перед народом», – продолжает гендиректор «Парса Компани Групп» Павел Кожевников. «Но в сложившихся условиях нам необходимы новые модели развития экономики. Они должны предполагать инициативы и инновации, должны быстро и качественно вывести нашу страну на уровень одной из профессиональных и технологичных экономик мира», – добавляет он.
Как при этом замечает доцент факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при президенте (РАНХиГС) Юрий Твердохлеб, «отдельные элементы предлагаемой Титовым стратегии по созданию промышленных кластеров, реформированию инфраструктуры, стимулированию занятости и роста доходов доказали свою эффективность в ряде регионов страны: Татарстане, Калужской области, Ленинградской области и др.». По словам эксперта, «классические» рецепты МВФ для нынешних условий функционирования отечественной экономики вряд ли приемлемы».
обсуждение