При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новые правила перевода гражданами своих пенсионных накоплений, внедряемые на законодательном уровне, исключат бумажный оборот заявлений: их нужно будет подавать в электронном виде, хотя и через различные каналы. Об этом свидетельствует ход обсуждения соответствующего законопроекта. Однако проблема оперативного информирования клиента через эти же дистанционные каналы о накопленном инвестиционном доходе и возможных потерях потребует отдельного технического решения, указывают участники рынка.
“Ъ” стали известны подробности обсуждения поправок к законодательству, касающихся регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. В конце января состоялось рабочее совещание в комитете Госдумы по финансовым рынкам, на котором присутствовали представители Минфина, ЦБ, ПФР, а также двух саморегулируемых организаций (СРО) — НАПФ и АНПФ. “Ъ” о встрече рассказал представитель одной из организаций и подтвердил глава комитета Анатолий Аксаков. Обсуждались поправки к внесенному в Госдуму сенатором Николаем Журавлевым законопроекту, устанавливающему новые правила перевода пенсионных накоплений граждан.
Сейчас гражданин может подать заявление о переводе пенсионных накоплений лично в отделение ПФР или в центр государственных услуг (МФЦ) либо переслать по почте документ, заверенный нотариусом. Также он может перевести накопления через единый портал госуслуг (ЕПГУ) или в личном кабинете на сайте ПФР. В рассмотренном в 2017 году проекте поправок к закону о НПФ предлагалось оставить лишь один канал перевода — через ЕПГУ. Однако государственно-правовое управление президента указало на необходимость сохранения возможности перевода и через другие каналы.
На совещании решено кроме ЕПГУ сохранить возможность подачи заявления через отделения ПФР, МФЦ и с помощью нотариусов. В первых двух случаях, как утверждают собеседники “Ъ”, подача заявлений будет проводиться через личный кабинет на сайте ПФР. Если же гражданин решит предоставить право перевести накопления своему представителю (в том числе и агенту НПФ), ему придется получить соответствующую доверенность у нотариуса. Во всех трех случаях до сведения гражданина должна быть доведена величина потерянного инвестдохода при досрочном переводе. «В онлайне клиент сразу получит расчет возможной потери и сможет самостоятельно принять решение — согласиться на это или нет»,— отмечает президент НАПФ Константин Угрюмов.
Вместе с тем участники рынка предлагают свои поправки. «В целом мы не против такой конфигурации, но при условии, что совместно с информацией о подписании застрахованным лицом заявления о переходе текущий страховщик будет получать актуальные контактные данные такого застрахованного лица из ЕПГУ»,— говорит гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева.
Остаются и технические вопросы. «Поскольку только НПФ обладают информацией о накопленном инвестдоходе, а они не подключены к ЕПГУ и не предоставляют такую информацию, то реализовать идею технически сложно»,— указывает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. По его оценке, объединить все необходимые данные в ЕПГУ до конца года вряд ли возможно.
Минфин перенаправил вопросы “Ъ” в ЦБ. Там заявили лишь, что «в настоящее время по данному законопроекту идут консультации с участием всех заинтересованных сторон». По словам одного из собеседников “Ъ”, пока планируется, что в первом чтении законопроект будет принят в текущем виде, а рассматриваемые поправки и уточнения будут готовиться ко второму чтению.
обсуждение